Что дает тюнинг выхлопной системы автомобиля?

Тюнинг выхлопной системы автомобиляВыхлопная система входит в общую систему работы двигателя автомобиля и выполняет несколько функций. Первая из них – создание оптимальных условий для работы двигателя. Имеется в виду нормальный отвод отработанных газов.

Кроме того, выхлопная система призвана глушить звуки, которые возникают при работе двигателя. Но следует понимать, что чем больше будут глушиться звуки, тем большее сопротивление возникает при выходе отработанных газов и соответственно, часть мощности двигателя уходит на преодоление этого сопротивления.

Поэтому тюнинг выхлопной системы преследует две цели. Первая – снижение потерь мощности, вторая – снижение громкости звука при выхлопе или перевод звука на другую частоту. Вполне естественно, что при изменении конструкции выхлопной системы возникает определенный прирост мощности двигателя. Хотя часто этот прирост наблюдается только при достижении определенных оборотов (обычно высоких).

Что происходит в выпускной трубе выхлопной системы?

В выхлопной системе происходят одновременно два совершенно разных, но взаимосвязанных процесса. Первый процесс – прохождение отработанного газа по трубе или трубам. Второй процесс – прохождение звука в выхлопной трубе.

Должно быть понятно, что чем меньше газы испытывают сопротивления при прохождении через систему выхлопа, тем лучше.  Оба эти процесса влияют на степень того, как наполняются топливом цилиндры.  Если сопротивление внутри системы высокое, двигатель будет компенсировать  это давление для нормального поступления топлива и воздуха в цилиндры.

Сопротивление внутри выхлопной системы снижает мощность двигателя и снижает правильность продувки. Таким образом, тюнинг выхлопной системы автомобиля должен быть направлен преимущественно на снижение сопротивления выхлопным газам при их прохождении через трубу.

Поучается, что для снижения сопротивления нужно увеличить диаметр труб, через которые проходят отработанные газы, и сделать так, чтобы газы как можно меньше изменяли свое направление при прохождении системы. Скорость прохождения газов достаточно высокая, поэтому начинают работать законы, связанные с аэродинамикой.

Прежде всего, это касается гладкости внутренних поверхностей выхлопных труб.

Это только, кажется, что совершенно не важна гладкость внутренней трубы. На таких скоростях уже важно все. Помимо этого на общее сопротивление влияет длина трубы: чем короче, тем проще по ней выходить отработанным газам.

Чего следует добиваться при тюнинге выхлопной системы?

Из того, что написано выше, можно понять, что чем меньше сопротивление прохождения отработанных газов, тем лучше. Но тогда по логике получается, что если вообще не будет глушителя в автомобиле, то для двигателя это лучше. В принципе это так и есть. Но следует задуматься над тем, что звук двигателя будет превращаться в сплошной рев. Плюс ко всему количество вредных выбросов в атмосферу резко увеличится.

Таким образом, от системы выхлопа невозможно отказаться, ее можно только несколько усовершенствовать, вернее вместо штатной системы установить новую систему выхлопа.

Выхлопной паук

Выхлопной паук 4:1 для прямоточной выхлопной системы

Основная часть потерь по мощности приходится на выпускной коллектор. При тюнинге используется система труб под названием «паук». Причем сделан он может быть по разной схеме. Например, схема паука 4-1 может увеличить мощность только при больших оборотах двигателя (свыше 6000 об/мин).  Такой паук актуален только в спорте, где используются форсированные двигатели. На низких оборотах при использовании такой системы выхлопа может происходить провал мощности.

Если установить систему паука по схеме 4-2-1, то тогда прибавка мощности может наблюдаться при различных оборотах. Именно такие системы используются вместо штатных систем в обычных автомобилях. Но не следует ожидать огромного прироста мощности. Обычно прирост мощности не превосходит 7%, а то и того меньше.

Тюнинг выхлопной системы автомобиля может быть сведен и к установке прямоточного глушителя, но тогда звуки, издаваемые автомобилем, будут скорее напоминать рев, чем привычное урчание. И это не понравится не только окружающим, но и сотрудникам ГИБДД.

Если разобраться, прямоточные глушители – это тоже исключительно для спорта, а отнюдь не для любительской езды. Помимо этого, реальный прирост мощности с прямоточным глушителем можно наблюдать, если двигатель форсированный. Устанавливать прямоточный глушитель на штатный двигатель просто нерационально.

Спортивный прямоточный глушитель

Спортивный прямоточный глушитель

Для того чтобы добиться прироста мощности реальной, а не теоретической, следует рассчитать, какие параметры выхлопной системы подходят для того или иного двигателя. А это не так уж и просто сделать. Нужны расчеты, эксперименты, чтобы добиться прироста мощности в наиболее широком диапазоне оборотов двигателя.

В теории, чем короче труба и чем больше диаметр, тем для двигателя лучше. Но увеличение диаметра актуально только до определенных пределов, после которых происходит падение мощности.

Прибавление мощности может возникать, только если система выхлопа правильно подобрана. Причем она должна быть подобрана с учетом характеристик двигателя и с учетом того, на каких оборотах должно происходить повышение мощности.

Подбор и настройка выхлопной системы должна обеспечивать максимальное глушение звука при минимальных потерях на сопротивлении. Но в тоже время увеличение мощности может зависеть и от длины всей системы. Это связано с тем, что чем длиннее труба, тем большее разряжение в ней образуется. А чем больше разряжение, тем меньше энергии придется тратить двигателю на всасывание топлива. Топливо частично всасывается за счет разрежения именно в выхлопной трубе.

Вот и получается, что нужно найти золотую середину между диаметром  трубы и ее длиной. Но помимо этого еще нужно подобрать  сам глушитель, чтобы снизить звук, но при этом не повысить кардинально сопротивление.

Следует понимать, что любые изменения в любом узле двигателя могут привести к тому, что потребуются новые настройки в других системах, в том числе и в газораспределительной системе автомобиля. А это в свою очередь приведет к изменению других настроек. Таким образом, тюнинг выхлопной системы автомобиля будет эффективным и рациональным только при комплексном подходе к повышению мощности двигателя.