Распорка передних стоек: за и против

Распорка передних стоекДолжно быть совершенно ясно, что любая замкнутая металлическая конструкция всегда прочнее, чем конструкция незамкнутая. Если поставить дополнительную распорку в любую систему, от этого она станет жестче. И в данной ситуации передние стойки автомобиля не являются исключением. В штатном варианте конструкция передних стоек предполагает, что верхняя часть получается незамкнутой. И именно эту проблему позволяет решить распорка передних стоек.

Может сразу возникнуть вопрос: почему производитель сразу не ставит такую распорку на переднюю стойку? Скорее всего, проблема в определенной безопасности автомобиля и его, если можно так выразиться, живучести во время столкновения.

Это когда удар приходится в одну из стоек. Более свободная незамкнутая конструкция не должна в случае бокового удара, передать энергию на противоположную стойку, поэтому деформации подвергнется только одна сторона. Насколько это правильно – сказать сложно. Но все законы механики должны подтверждать это. Все, конечно, зависит от силы удара. И если боковой удар сильный, то особой разницы не будет – деформируется и без стойки очень многое.

Что дает растяжка передних стоек?

Создавая жесткость, распорка значительно снижает деформацию кузова во время маневрирования, особенно на большой скорости. Кузов автомобиля – достаточно подвижная конструкция и ей совершенно далеко до абсолютной жесткости. В момент поворота кузовная конструкция как бы скручивается, насколько это возможно в условиях сварных соединений или соединений другого типа, которые используются при изготовлении кузова.

На ровных участках такие скручивания не происходят. А вот на поворотах, когда скорость значительная, за счет условной эластичности кузова (и не только поэтому) происходит смещение осей передних и задних колес. В результате возможна полная потеря управляемости автомобиля и схождение с правильной траектории движения.  Распорка передних стоек позволяет снизить скручиваемость металлической конструкции, что, в свою очередь, снижает расположение осей передних и задних колес. Отсюда – управляемость при маневрах становится лучше. Особенно на больших скоростях.

Следующий момент касается усталости металла. У кузова автомобиля слишком много сварочных соединений и именно сварочные швы постепенно могут разрушаться, если приходится ездить по ухабистым дорогам. Практически все швы работают на изгиб, разрыв, сжатие и т.д. И нагрузки все время меняются.

Можно провести аналогию со стальной проволокой, которую, если постоянно сгибать и разгибать, она со временем лопнет. Приблизительно так же может происходить и со сварочными швами, если не ограничить движение металла в местах швов. И именно этим усилением жесткости и уменьшением движения металла на швах, занимается растяжка передних стоек.

Вероятность появления трещин в металле начинает снижаться, и не только трещин на сварочных швах, но и в других местах. Безусловно, наличие одной распорки передних стоек не защитит всю конструкцию от возникновения трещин. Но отдельный сегмент конструкции защищает вполне реально.

Чем жестче конструкция, тем управляемее автомобиль будет и на прямых участках дороги. Но преимущества распорки передних стоек в таких условиях проявляются не настолько значимо.

Если разобраться, то распорка передних стоек пришла в конструкцию автомобилей из автоспорта. Именно в автоспорте слишком большие требования к жесткости, управляемости. И постепенно распорки перекочевали в любительское вождение автомобилей. Хотя и не повсеместно.

Типы распорок передних стоек

В зависимости от конструкции, распорки можно разделить на два типа. Первый тип – цельные распорки. Второй тип – распорки раздвижные (регулируемые). Преимущество распорок второго типа заключается в том, что их длину можно подогнать под расстояние между двумя стойками. Т.е. такая распорка будет более универсальной и подойдет практически для любой модели автомобиля.

Утверждение о том, что регулируемые растяжки передних стоек менее эффективны, не нашло подтверждения. Распорки обоих типов работают одинаково. В большей степени на эффективность распорок влияет качество металла, из которого они сделаны.

Кроме этого на некоторых распорках есть специальное слабое место, в виде утончения сечения или насечки. Такое нехитрое дополнение приводит к тому, что в случае бокового удара распорка сминается в этом месте, тем самым спасая от деформации соседнюю сторону узлов автомобиля.

Установка распорки передних стоек

Для начала автомобиль нужно поставить на ровной площадке. Это нужно для того, чтобы кузов занял нормальное положение. Без всяких наклонов и скручиваний. После этого откручиваются гайки на шпильках стаканов. И на эти шпильки ставятся отверстия распорки. Затем гайки закручиваются на место. Регулируемую распорку проще подогнать под межцентровые расстояния.

Как видно,  ничего сложного в установке распорок на передние стойки совершенно нет. Но устанавливать их рационально только в том случае, если стиль езды приближен к спортивному.