Чем обезжирить металл перед покраской?

Растворители для очистки металлаПокраска кузова автомобиля или его отдельных узлов – процесс достаточно сложный с технологической точки зрения, который происходит в несколько этапов, включая подготовительные этапы, в которые входит и обезжиривание металлической поверхности. И сразу возникает вопрос: чем обезжирить металл перед покраской?

Для чего нужно обезжиривание металла перед покраской?

Обезжиривание металла перед покраской нужно для одной цели – обеспечить нормальную адгезию лакокрасочного покрытия и металла. Хотя, по большому счету, во время полного перекрашивания кузова или полного перекрашивания элементов кузова, краска ложится на автомобильную грунтовку. Таким образом, процесс обезжиривания должен обеспечивать адгезию грунтовки и металла.

По сути, адгезия – это прилипание одного материала к другому. Причем прилипание на молекулярном уровне. И если между молекулами одного вещества и молекулами поверхности металла, будут находиться молекулы других веществ, прилипание будет очень плохим. И со временем слой краски начнет отваливаться от малейших вибраций.

Различные маслянистые вещества любой природы происхождения, различная органика, пыль и т.д. – все это будет снижать процесс прилипания (адгезии). Кроме этого на адгезию влияет тонкая оксидная пленка, которая выглядит, как небольшой налет ржавчины на металле.  Поэтому и этот налет нужно убирать или превращать его в более устойчивые химические соединения, которые не будут препятствовать  прилипанию лакокрасочного покрытия.

Чем обезжирить металл перед покраской?

Теоретически можно использовать любые химические соединения, которые способны удалять жировые и органические вещества с поверхности металла. При комплексном подходе к процессу обезжиривания используются активные соединения, которые предотвращают образование коррозии и преобразуют ржавчину в устойчивое соединение.

Некоторые соединения работают хуже, некоторые лучше. Особенно это касается серьезных масляных загрязнений. В качестве средства для обезжиривания используется: керосин, уайтспирит, номерные растворители на нитрооснове, обезжириватели на основе сложных спиртов и т.д.

Использовать автомобильный бензин в качестве средства для обезжиривания металла не рекомендуется. Дело в том, что в составе бензина достаточно большое количество различных масляных веществ, которые вместо удаленной масляной пленки, дадут свою масляную пленку, которая и не будет заметна, однако, процесс прилипания краски будет очень плохим. Эту масляную пленку, вроде, как и не видно, но на самом деле, она присутствует.

Что касается комплексного подхода к обезжириванию, то на первом этапе, после того, как проведена зачистка металла и удалена пыль, наносится средство на основе ортофосфорной кислоты. Ортофосфорная кислота вступает в реакцию с оксидами железа (составляющими основу ржавчины). И превращает эти оксиды в совершенно другие соединения.

Может показаться, что налета ржавчины на поверхности металла нет. Но это далеко не так. Налет оксида появляется буквально сразу, только видимым он становится по истечении определенного времени. И лучше его устранить сразу и кроме этого создать тонкий слой устойчивого к влаге соединения. Недаром соединения на основе ортофосфорной кислоты называют преобразователями  ржавчины.

Особенности обезжиривания некоторыми соединениями

Часть средств, которые используются для обезжиривания, например, номерные растворители на нитрооснове способны не только удалять жировую пленку, но и разъедать некоторые лакокрасочные покрытия. Поэтому если идет локальный ремонт ЛКП, желательно такими растворителями не пользоваться, так как они могут разъесть краску рядом с обрабатываемым участком.

Лучше в такой ситуации использовать уайтспирит или растворители на основе сложных спиртовых соединений.  Хотя на некоторые типы ЛКП нитрорастворители совершенно не действуют.

Технология обезжиривания металла перед покраской

На поверхность металла наносится средство на основе ортофосфорной кислоты, чтобы не дать коррозии ни малейшего шанса.

Следующий этап – нанесение самого растворителя. Все растворители достаточно  летучи, поэтому удалять ничего не придется. Средство для обезжиривания наносится смоченной ветошью, одновременно с этим удаляется пыль. Обезжиривать металл нужно перед самой покраской автомобиля или нанесением грунтовки. Если потом затянуть процесс покраски, на металле опять собирается пыль.

Все работы по обезжириванию поверхности металла нужно проводить в помещениях, где есть вентиляция. Пары этих жидкостей достаточно токсичны. Обязательно нужно использовать респиратор, иначе, надышавшись паров, вполне реально можно получить отравление. Жидкости достаточно активны, поэтому нужно работать в защитных перчатках и закрывать глаза защитными очками. Перчатки используются резиновые. Любой растворитель, попав в глаза, может вызвать химический ожог слизистой оболочки.