Этилированный и неэтилированный бензин

Этилированный и неэтилированный бензинЕсли почитать инструкцию об эксплуатации автомобиля, обнаруживается строгая рекомендация производителей заливать в бак авто только неэтилированный бензин. Давайте разберемся, что такое этилированный и неэтилированный бензин. 

Чтобы понять, почему именно неэтилированный бензин следует использовать для двигателей авто, нужно вспомнить такую характеристику топлива, как октановое число.

Эта характеристика показывает, при какой степени сжатия происходит самовоспламенение топлива. Чем выше этот показатель, тем при большей степени сжатия происходит детонация бензина. Насколько это важно? Важно и даже очень.

Если представить себе ход поршня в цилиндре двигателя, то в идеале бензин не должен воспламеняться, пока поршень максимально близко не приблизится к верхней точке своего хода. В этот момент подается искра, и топливо воспламеняется, и далее происходит движение поршня вниз, и при этом выполняется основная работа.

Если воспламенение бензина будет происходить раньше, чем поршень достигнет высшей точки в цилиндре, длина рабочего хода поршня становится меньше, и работа выполняется меньше. Все производители бензина бьются над тем, чтобы вспышка бензина происходила только при максимально возможном сжатии, а никак не раньше.

Наиболее правильный метод добиваться максимального октанового числа – выпускать бензин с высокой степенью очистки, прежде всего, от серы и других примесей. Такая высокая степень очистки обеспечивалась  качественной перегонкой и новым технологическим  оборудованием.

Производство бензина высокой степени очистки приводило к его значительному удорожанию. Но был период, кода американские производители топлива нашли компонент, который изменял октановое число бензина без применения дорогостоящих технологий перегонки и очистки. Этот компонент – тетраэтилсвинец.

Что дает тетраэтилсвинец?

При добавлении этого вещества в бензин повышается октановое число бензина. Соответственно увеличивается степень сжатия до наступления детонации. При этом цена бензина практически не росла, а технология добавки тетраэтилсвинца была очень проста.

И, казалось бы, проблема преждевременной детонации бензина в цилиндрах двигателя решена. Причем недорого и надолго.  Без особого напряжения из низкооктанового бензина можно было получить высокооктановый бензин, не прибегая к сложным технологиям.

Но сказка постепенно закончилась. На смену сказке пришла суровая реальность. Дело в том, что  любые химические соединения свинца являются потенциально опасными как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Пары свинца настолько опасны для человека, что при определенной дозе вдыхаемых паров, человек может стать инвалидом.

Т.е. получалось, что со временем концентрация паров свинца в атмосфере настолько бы увеличилась, что стала бы нести реальную угрозу всем людям, а не только владельцам авто. Все это привело к тому, что  этилированный бензин стал запрещен практически повсеместно. На заправках должен продаваться только неэтилированный бензин.

Возможные проблемы с этилированным бензином

Но где гарантия, что так и происходит и в погоне за увеличением прибыли, владельцы автозаправок не добавляют в бензин тетраэтилсвинец? И в результате получают из бензина А-80 бензин с большим октановым числом. Понятно, что с нефтеперегонных заводов этилированный бензин не должен поступать. Но что с ним могут делать на заправочных станциях, покрыто пеленой тумана.

Возможно, если в бак автомобиля будет залит этилированный бензин, проблем со здоровьем и не появится. Но вот с некоторыми системами автомобиля могут возникнуть серьезные проблемы. 

Датчики кислорода покрываются налетом из свинца. И все – работать нормально они уже не могут. Топливно-воздушная смесь будет создаваться не правильно. Возникнут проблемы в работе двигателя. Но самая большая проблема может возникнуть с катализатором. Если он будет использоваться с этилированным бензином, ему мгновенно придет конец. А каталитический нейтрализатор – стоит недешево.