Критерии выбора масла для коробки передач

Критерии выбора масла для коробки передачВ любом автомобиле или другом транспортном средстве обязательно есть коробка передач, различные редукторы, где работают зубчатые передачи разных типов. И каждая из этих передач работает с определенными усилиями, передавая крутящий момент на определенных скоростях. 

Выбор трансмиссионного масла зависит от того, в каких условиях приходится работать зубчатым передачам, и какие нагрузки они в это время испытывают. Основная задача трансмиссионного масла состоит в том, чтобы обеспечивать устойчивую масляную пленку на поверхностях трущихся деталей. И когда задается вопрос: какое трансмиссионное масло лучше, ответ должен быть однозначным: то, которое рекомендует производитель автомобиля.

Минеральное или синтетическое трансмиссионное масло?

Следует сказать, что точно нельзя утверждать, какое масло, синтетическое или минеральное, будет лучше работать в трансмиссии. По большому счету, это не главный критерий подбора трансмиссионного масла. Главные критерии выбора связаны с вязкостью масла с привязкой этой вязкости к рабочим температурам.

Но при этом нужно заметить, что синтетическое трансмиссионное масло обладает большей текучестью, которая не настолько зависит от температуры, как это происходит при использовании минерального масла. Такая же картина наблюдается и с вязкостью. У синтетики изменение вязкости при изменении температуры происходит более медленно, чем у минерального масла. Поэтому рабочие диапазоны синтетического масла более широкие.

Есть у синтетических трансмиссионных масел и недостаток, который может сказаться, если различные уплотнительные детали, например, в коробке скоростей, несколько изношены или потеряли изначальную эластичность. Из-за своей большой текучести, синтетическое масло, может протекать сквозь различные уплотнения.

Например, такое может наблюдаться, если новое синтетическое масло заливается после того, как в работе была минералка или полусинтетика. От минерального масла, со временем на уплотнителях образуется налет, который дополнительно герметизирует конструкцию. Как только синтетика попадает в коробку передач, она в силу своей текучести и присадок, которые находятся в ее составе, начинает разрушать этот налет на резиновых деталях. И в результате начинаются протечки масла.

Но у синтетического масла, которое используется в системе трансмиссии, есть и еще одно преимущество – масло меньше подвержено окислению (старению), по сравнению с минеральным маслом. Таким образом, срок его службы несколько больше, чем у минерального масла. Но цена значительно выше.

Но основное достоинство синтетических трансмиссионных масел заключается в том, что при снижении температуры их вязкость не меняется так кардинально, как это происходит с минеральным маслом. Как не сильно меняется вязкость при повышении рабочей температуры. Например, при работе в морозных условиях пленка синтетического масла будет более устойчивая на поверхности зубьев шестеренок. И кроме этого не наступит критическое загустевание масла.

Минеральное масло в этом отношении более чувствительное. Оно при низких температурах будет настолько загустевать, что двигателю автомобиля придется тратить лишние лошадиные силы для того, чтобы вращать шестерни коробки передач или шестерни редуктора карданного вала. Правда, по мере разогревания масла эти проблемы исчезают, но пока масло разогреется, сгорит достаточно топлива.

Хотя если правильно подобрать масло, исходя из температурных и рабочих условий, и минеральное масло и синтетическое будут работать хорошо. Нужно учитывать, что минеральное масло стоит значительно дешевле, чем синтетика. Существует, правда, альтернатива – полусинтетическое масло, которое объединяет в себе особенности того и другого типа масел. Но при этом нет никакой гарантии, что объединяются только положительные качества масла. Недостатки объединяются тоже.

Масло какого класса лучше использовать для трансмиссии?

Если разговор идет об эксплуатации автомобилей в условиях холодного климата, то следует использовать зимние группы масел. В противном случае неизбежны проблемы с загустеванием масла при сильных морозах. На таких классах масла стоит индекс W.

Нужно понимать, что до температуры –30 градусов изменения в вязкости масла не слишком существенные. Но при опускании температуры ниже могут возникнуть проблемы при начале движения до тех пор, пока масло не наберет нужную температуру и не станет менее вязким. И опять в такой ситуации выигрывает синтетическое трансмиссионное масло.

Имеет смысл использовать всесезонное трансмиссионное масло, если зимы в регионе не слишком холодные. Всесезонное масло скорее нужно рассматривать как летнее, а не как зимнее. В большую жару оно не теряет свои свойства, делая  масляную пленку на шестеренках очень прочной. Но если в жару использовать зимнее масло, пленка может образовываться непрочная, что приводит к тому, что повышается трение, повышается температура внутри коробки передач, масло еще больше теряет свою вязкость и начинается практически сухое трение на шестеренках. Что приводит к быстрому износу последних.

Что касается маркировок трансмиссионных масел по API, то для большинства автомобилей подходят масла GL-4 и GL-5. Причем нельзя сказать, что масло класса  GL-5 чем-то лучше по своим эксплуатационным качествам. В этом масле чуть больше специальных присадок, которые борются с задирами на поверхности металла. А все остальные характеристики приблизительно одинаковые. Трансмиссионное масло  GL-5 больше рассчитано на жесткие условия работы.

Некоторые водители для удаления шумов при работе трансмиссии стараются заливать масло с большим индексом вязкости. Да, это помогает для устранения шумов. Но в тоже время слишком вязкое масло заставляет мотор тратить силы на преодоление сопротивления масла. А ведь можно пойти по другому пути и добавить в масло специальные присадки, которые снизят шумность, но при этом вязкость кардинально не поменяется.

Для автоматических коробок передач используется только специальное масло, которое не используется в механических трансмиссиях.