Масло для гидроусилителя руля

Масло для гидроусилителя руляГидроусилитель руля – это узел, который способен в значительной мере облегчить поворот рулевого колеса автомобиля. Благодаря этому устройству управлять автомобилем значительно легче, чем, если использовать обычную механическую передачу усилия от рук водителя на колеса автомобиля. 

Гидроусилитель руля (ГУР) дает возможность не только сравнительно легко передавать усилия поворота руля на колеса, но и осуществляет обратную связь и помогает автомобилю держать выбранное направление или траекторию движения.

Особенность гидроусилителя руля заключается в том, что даже при определенных проблемах с этим узлом усилие от руля на колеса можно будет передавать, но это придется делать с гораздо большими физическими усилиями.

В систему гидроусилителя руля заливается специальное масло, которое должно обладать определенными свойствами и выполнять определенные функции.

Свойства и функции масла для ГУР

Масло для гидроусилителя руля играет роль рабочего тела, при помощи которого передается давление. Это связано с тем, что масло, как и другая жидкость, не способно сжиматься. Масло внутри ГУР-а является связующим звеном между гидравлическим насосом и поршнем. И передает давление от одного узла к другому.

В системе рулевого управления есть трущиеся детали, которые вполне естественно нуждаются в смазке. И именно масло выполняет функцию смазывающего компонента. При этом невозможно так называемое сухое трение. Даже при вытекшем масле из гидроусилителя, на поверхностях трущихся деталей остается устойчивая масляная пленка, которая на время задерживает процесс сухого трения и соответственно процесс преждевременного износа.

Как и во многих узлах двигателя, внутри рулевой системы происходят процессы, связанные с выделением тепла. Хотя это тепло выделяется не настолько интенсивно, но его все равно следует отводить. Именно масло в ГУР-е и выполняет функцию отвода тепла.

Помимо этого масло для гидроусилителя руля выполняет функции защиты деталей от коррозионных процессов. Т.е. создается масляная пленка, которая не только сокращает трение, но и предотвращает окислительные процессы на металлических поверхностях.

В системе рулевого управления, в том числе и в самом гидроусилителе, достаточно деталей, которые сделаны не только из металла, но и из пластика, фторопласта, резины. И любой из этих материалов не всегда нормально переносит контакт с маслом. Таким образом, масло для ГУР должно нейтрально относиться к неметаллическим деталям, не вызывать их растворения или преждевременного износа.

Тем более, что в некоторых случаях трущиеся поверхности могут быть выполнены из различных материалов (металлов и неметаллов). Вполне очевидно, что менее прочные неметаллические детали при трении с металлом изнашиваются значительно быстрее. Поэтому одна из главных задач масла гидроусилителя состоит в том, чтобы максимально снизить износ неметаллических деталей.

Все вышеперечисленное происходит из-за того, что масло для гидроусилителя руля содержит специальные присадки.

Какие присадки используются в масле для ГУР?

  • Присадки, предотвращающие вспенивание масла. Эта присадка очень важна. Представим себе ситуацию, что масло внутри гидроусилителя начинает пениться из-за вибраций, тряски и подобных эффектов. Вспененное масло содержит включения воздуха. А воздух, как любой газ может сжиматься. Вот и получается, что в момент, когда нужно передать усилие, масло не будет передавать это усилие из-за сжавшегося воздуха. Или будет передавать усилие с огромным опозданием. И если представить, что это будет происходить во время выполнения опасного маневра, ситуация может закончиться плачевно.
  • Присадки, которые стабилизируют вязкость масла. Как известно, вязкость масла напрямую зависит от его температуры. Присадки-стабилизаторы выполняют функцию удерживания одной вязкости масла в достаточно широком диапазоне температур. Если таких присадок не будет, в холодную погоду повернуть руль будет достаточно проблематично, а иногда и совсем невозможно. Так как масло практически перестает течь по магистралям.
  • Присадки, которые создают защитную пленку на резиновых деталях гидроусилителя руля. Без этих присадок срок службы различных резиновых деталей был бы ограничен. Это связано с тем, что любое масло является относительно агрессивной структурой по отношению к резине.
  • Присадки, изменяющие цвет масла, нужны для того, чтобы делать это масло отличимым от других типов масел и кроме этого указывать, какие масла можно смешивать, а какие нет.

Какое масло должно использоваться в гидроусилителе руля?

Наиболее применяемый вариант масла для гидроусилителя руля – масло минеральное. Это связано с тем, что синтетическое масло агрессивно настроено по отношению к резиновым деталям, которые есть в данном узле.

Минеральные масла, да еще и с дополнительными присадками, в значительной мере увеличивают ресурс работы резиновых деталей.

Синтетические масла используются в гидроусилителях крайне редко, и только там, где резиновые детали сделаны из специализированного состава. Рекомендации по типу применяемого масла всегда указываются в инструкциях к автомобилю.

Масла, используемые в гидроусилителе, выпускаются трех цветов: красные, желтые и зеленые. Существует простое правило, позволяющее избежать проблем при смешивании масел разных цветов.

Нельзя смешивать между собой масла: зеленого и желтого, зеленого и красного цветов. Красные и желтые масла, если они имеют минеральную основу, смешивать можно без опасений. Ни в коем случае нельзя смешивать синтетическое и минеральное масло.

Существует вопрос: а можно ли лить в ГУР масло, которое используется в автоматических коробках передач? В идеале следует лить масло, которое рекомендуется производителем. Но если масло в автоматической коробке используется минеральное, то вполне реально его использовать в гидроусилителе руля.

Дело в том, что по своим основным характеристикам масло для АКПП очень похоже на масло для ГУР. В масле для АКПП присутствуют еще дополнительные присадки, которые сокращают трение (антифрикционные). Но эти присадки не могут повредить гидроусилителю руля.