Системы классификации трансмиссионных масел

Классификация трансмиссионных масел по SAE и APIРазные трансмиссионные масла  могут оптимально работать в определенных условиях, поэтому существует классификация трансмиссионных масел, связанная именно с условиями их эксплуатации. При этом существует изящная система классификации, которая делит все масла по вязкости. Но все равно затем все сводится к тому, в каких условиях будут работать элементы трансмиссии.

Существует две системы международной классификации. Одна система делит масла по вязкости, вторая система делит масла по условиям использования.  Следует заметить, что международные системы классификации связаны с привычным нам ГОСТом.

Классификация трансмиссионных масел по SAE

Международная система классификации  SAE делит все трансмиссионные масла по вязкости. Разделение ведется на четыре зимних класса (индекс W (Winter) и три летних класса масла. Вполне понятно, что при такой классификации, все зависит от того при каких температурах вязкость масла, будет оставаться оптимальной. Существует часть трансмиссионных масел, которые производителями позиционируются как всесезонные или универсальные.

При классификации по степени вязкости учитывается минимальная температура, при которой масло имеет определенный показатель динамической вязкости (150.000 сантипуазов (сП)) и учитывается минимальная кинетическая вязкость при нагреве масла до 100’ С.

Классификация по SAE основана на том, что вязкость масла меняется в зависимости от температуры.

Классификация трансмиссионных масел по системе API

Эта система классификации подразумевает деление трансмиссионных масел по их применению, в зависимости от типа зубчатых передач, температуры, которая возникает в зоне работы масла, нагрузок, которые возникают в момент контакта элементов трансмиссии. Согласно этой классификации все масла этого типа делятся на шесть групп. Каждая группа имеет символьный индекс GL, и рядом ставится порядковый номер группы от 1 до 6.

Существует отечественный аналог такой классификации, по ГОСТу: ТМ (трансмиссионное масло), а далее идет номер группы от 1 до 6.

Каждая группа трансмиссионных масел используется при определенных условиях и в определенных коробках передач.

Группа GL-1 – масла на  минеральной основе. В таких маслах практически не бывает присадок, за исключением противопенных и антиокислительных добавок. Предназначены для коробок передач, где невысокая скорость скольжения и небольшое удельное давление. Используются практически для всех видов зубчатых передач, там, где скорость вращения шестеренок, червяков и т.д. невысока, и нет высоких нагрузок на зубья передач.

Группа GL-2 – масла, в которых присутствуют антифрикционные присадки. В основном предназначены для червячных передач, там, где нет больших скоростей вращения.

Группа GL-3 – масла с достаточно большим количеством различных присадок. В том числе и с присадками, снижающими износ металла.  Могут использоваться в коробках передач с несколькими ступенями и в механизмах рулевого управления. Используются в гипоидных и главных передачах. Используются для обеспечения работы спирально-конических пар шестеренок, которые эксплуатируются на небольших скоростях и в умеренно жестких условиях.

Группа GL-4 – масла с высоким содержанием различных присадок, в том числе и присадок с антизадирными свойствами. Одна из основных групп масел, которые используются в автомобилях с традиционными коробками передач. Масло может работать в коробках передач, где есть высокие скорости вращения и небольшие крутящие моменты или в том случае, если есть большие крутящие моменты, но нет высоких передач.

Группа GL-5 – масла, используемые с разными типами шестеренок, подходят для работы в достаточно сложных условиях, сопряженных с большими усилиями и даже ударными нагрузками. Масла этой группы используются в разных типах автомобилей и мотоциклов. Подходят для гипоидных передач, работающих при высоких скоростях, но с небольшим крутящим моментом. А также в парах шестеренок, которые работают с ударными нагрузками. Для этих масел характерно большое содержание присадок на основе серофосфорных компонентов, которые снижают вероятность задиров на металле.

Группа GL-6 – масла, которые способны обеспечивать работу передач в достаточно жестких условиях. Это и высокие скорости вращения, и большие крутящие моменты, и ударные нагрузки. Для этих масел характерно большое количество антизадирных присадок, гораздо более чем у предыдущей группы. Следует заметить, что масла этой группы используются крайне редко.

Все трансмиссионное масло сделано на  минеральной основе. Синтетическая основа применяется крайне редко.

В отдельную категорию нужно выделить жидкости для автоматических коробок передач. Там совершенно другие характеристики, так как жидкость в автоматических коробках играет роль рабочего тела.

Какие задачи должно решать трансмиссионное масло?

Трансмиссионное масло должно успешно решать следующие важные задачи:

  • предотвращать чрезмерное трение и соответственно износ соприкасающихся поверхностей шестеренок или других элементов трансмиссии;
  • энергия, потраченная на трение, за счет образования масляной пленки должна сокращаться до минимума;
  • обеспечивать хороший отвод тепла;
  • останавливать или минимизировать окислительные процессы;
  • не должно отрицательно влиять и вызывать реакцию на поверхности элементов трансмиссии;
  • контакт с водой не должен вызывать никакой реакции;
  • не должно разъедать резиновые уплотнители;
  • не должно пениться во время вращения деталей трансмиссии;
  • не должно менять свои свойства при длительном хранении;
  • должно частично снижать шум и вибрации, которые возникают при работе трансмиссии;
  • при нагревании масла оно не должно выделять токсичные пары и само не должно быть токсичным.

Все эти функции трансмиссионного масла становятся реальными только, если в базовое масло добавлены специальные присадки, каждая из которых обеспечивает тот или иной эффект. Именно за счет присадок и возникают специальные возможности. А само базовое масло только обеспечивает определенную вязкость и изменение вязкости в зависимости от изменения температуры.