Инструмент для кузовного ремонта автомобиля

Кузовной ремонт автомобиля в мастерскойРемонт кузова автомобиля – процесс достаточно трудоемкий. Это связано с тем, что основные работы по кузовному ремонту выполняются в ручном режиме при минимальном использовании электрического инструмента.

Хотя некоторые операции можно выполнить, используя электрический инструмент для кузовного ремонта автомобиля. Помимо этого используется гидравлический инструмент, который спасает там, где не хватает физической силы специалиста. Также иногда используются пневматические инструменты, которые несколько облегчают, работу рихтовщика.

Но все равно основные операции по  ремонту выполняются вручную и для этого нужен самый разный инструмент для кузовного ремонта автомобиля.

Виды инструмента для ремонта кузова

Можно условно разделить инструменты для ремонта кузова на несколько видов. Прежде всего, по типу, так сказать, привода инструмента. Выделяют несколько групп:

  • Ручной инструмент;
  • Гидравлический инструмент;
  • Электрический инструмент;
  • Пневматический инструмент;
  • Инструмент с использованием различных клеевых составов.

Ручной инструмент

Наковальня – это, по сути,  подставка с противоположной стороны при работе с другими видами инструментов разных типов. Своей массой наковальня не дает ударной энергии рассеиваться и препятствует в определенной степени амортизации металла при ударных или статических нагрузках. Рабочая поверхность наковальни может иметь различную форму, что дает возможность работать с дефектами различных конфигураций.

Преимущества молотков со сменными рабочими головками заключаются в их универсальности.

Молоток рихтовочный по своему внешнему виду напоминает традиционный молоток, но его вес значительно меньше. Этот инструмент для рихтовки кузова использоваться как со стационарными рабочими головками, так и может иметь несколько сменных головок разной формы и разного веса.

Молотки для рихтовки

Набор молотков для рихтовки

Чаще всего используется в комплексе с наковальней. Можно считать такой молоток основным инструментом рихтовщика. Используется для устранения вмятин на кузове и других дефектов.

Молоток с острым бойком  имеет две рабочие части. Одна из них имеет острую форму, вторая обычно плоская или чуть выпуклая. В основном таким молотком работают острой частью и без использования наковальни. Основная функция молотка с острым бойком – устранение небольших дефектов.

Важный момент в молотках – это материал, из которого сделана ручка. Вернее ручка всегда сделана из металла, но важно ее наружное покрытие. Самый оптимальный вариант – ручка покрытая слоем специальной резины. Такой молоток не выскальзывает из рук и им комфортнее работать.

Следующий тип ручного инструмента – рихтовочные ложки. Таких инструментов обычно в наборе слесаря несколько штук и имеют они разный размер, разную форму и разные профили выпуклости. Они предназначены для того, чтобы частично рассеивать и распределять энергию от удара молотка по дефектной поверхности. С их помощью выравниваются вмятины.

Чаще всего они используются вместе с классическим молотком, который больше по весу, чем рихтовочный. Но при этом ложка как бы защищает поверхность металла от слишком сильных ударов, которые могут вызывать обратную деформацию.

Благодаря рихтовочной ложке можно избежать возникновения заломов металла. Стержни фигурные – еще один вид ручных инструментов для рихтовки. Применяются для работы в тех местах, куда подлезть рихтовочным молотком или ложкой с молотком невозможно.

Если разобраться, то фигурные стержни используются как рычаги для выравнивания тех или иных поверхностей. Своей рабочей частью они упираются в вогнутое место, а затем под воздействием физической силы постепенно выравнивают поверхность.

Форма фигурных стержней может быть самой разной, т.е. универсальных вариантов не существует. Этот инструмент для кузовного ремонта автомобиля следует применять весьма осторожно, так как площадь соприкосновения с металлом небольшая, и это может привести к деформации металла в другую сторону или вообще к разрыву металла.

Для выравнивания мелких дефектов или для снятия оставшихся после рихтовки следов используются различные типы напильников. Обычно это напильники с крупной насечкой.

Гидравлические инструменты для кузовного ремонта – это, прежде всего, гидравлические цилиндры к которым присоединяют различные по форме головки.

Они служат для выравнивания различных вмятин и других дефектов там, где это невозможно сделать рихтовочными молотками или другими ручными инструментами. Гидравлика значительно снижает физические усилия. Но при этом набор таких инструментов стоит не дешево, и чаще всего они используются не в условиях гаража, а в соответствующих сервисах по кузовному ремонту.

Электрический инструмент

Электрический инструмент для кузовного ремонта это: болгарки, шлифовальные машинки, фены. Болгарки служат для отрезания металла и нужны, если требуется отделить одну часть кузова. Например, срезать полностью помятое крыло или любую другую часть кузова, не подлежащую восстановлению.

Болгарка в автослесарной мастерской

Применение болгарки в кузовном ремонте

Шлифмашина нужна для  зачистки поверхностей после рихтовки. Может использоваться как с абразивными кругами, так и с металлическими щетками для грубой зачистки.

Специальные фены, с регулируемым нагревом воздуха нужны в некоторых случаях, когда металл перед рихтовкой нужно прогреть, чтобы придать ему чуть больше мягкости. Конечно, нагрев не настолько велик, чтобы кардинально поменять механические свойства металла, но в некоторых случаях это помогает.

Пневматический инструмент

Пневматического инструмента в наборе автослесаря обычно немного. Чаще всего это пневматическое зубило, которое используется для отрубания лишних кусков металла. Используется не очень часто и только в условиях серьезных сервисов, где есть мощный компрессор.

Пневматическое зубило

Пневматическое зубило для кузовного ремонта

Помимо этого существует технология рихтовки поверхностей, в которой используются методы, позволяющие выполнить ремонт вмятин без покраски кузова. 

В рамках этой технологии используются специальные шайбы, которые клеятся к кузову. А потом к ним прилагается усилие для вытягивания металла и устранения дефекта. Причем усилие может прикладываться только с использованием силы мастера или с использованием механических приспособлений, принцип которых напоминает работу механических домкратов.