Инструмент для рихтовки кузова

Набор рихтовочных инструментовРихтовка кузовных дефектов – процедура достаточно трудоемкая, требующая определенных навыков, понимания свойств металла и понимания, как можно исправить то или иное повреждение.

Естественно для всех этих технологических операций нужен инструмент для рихтовки кузова. Основная часть инструментов для выполнения рихтовочных работ является инструментом ручным и часто ударного типа. Однако встречаются в наборах для профессиональной рихтовки инструменты, где используется не только физическая сила специалиста, но инструменты с механическим и электрическим приводом.

Рихтовочный стенд

Одним из вспомогательных инструментов для кузовного ремонта автомобилей является специальный рихтовочный стенд, на котором закрепляется или устанавливается автомобиль. На нем автомобиль можно поворачивать и наклонять в ту или иную сторону. Все манипуляции с автомобилем (повороты, наклоны и т.д.) происходят за счет механического (винтового привода) или за счет гидравлики.

Рихтовочный стенд

Стенд для рихтовки кузова

Обычно такие стенды – прерогатива крупных СТО. А вот в условиях гаража, все рихтовочные работы производят без стенда. И это вовсе не мешает нормально осуществлять кузовной ремонт.

Инструменты ударного типа

Следующий тип инструментов для рихтовочных работ – инструменты для рихтовки кузова ударного типа. К этой категории инструментов относятся различные молотки, сделанные из металла, или деревянные киянки.

От традиционных молотков рихтовочные молотки отличаются формой бойков, которых в один комплект в виде насадок на ручку молотка может входить несколько штук. В зависимости от формы и веса они могут использоваться для выполнения различных работ по правке металла кузова.

Для того чтобы не наносить на металл кузова дополнительных повреждений во время процесса рихтовки, рабочие части (бойки) молотков для рихтовки тщательно полируются. Т.е. инструменты имеют весьма гладкую рабочую поверхность.

Молотки для рихтовки кузова

Рихтовочные молотки со сменной рабочей частью

Материалом молотков может быть не обязательно сталь, но и различные цветные металлы. Это сделано сознательно, так как такие металлы гораздо мягче, чем сталь. Поэтому дополнительные повреждения при рихтовке металл кузова получить не может.

Рихтовочные молотки можно разделить на несколько типов в зависимости от формы рабочей части (бойка):

  • молоток для правки и выкатки металла;
  • чеканочный молоток;
  • молоток инерционного типа;
  • молоток, который предназначен для работы с фланцами.

Молотки могут иметь, как  металлическую (обычно покрытую резиной) ручку, так и деревянную. Помимо этого встречаются молотки, в которых можно менять рабочую часть. Т.е. имеется универсальная ручка и набор различных бойков, которые прочно фиксируются на ручке.

Наиболее часто используемый молоток для рихтовочных работ – это молоток для правки и выкатки металла. Эти молотки используются как для устранения небольших деформаций на металле, так и для выполнения чистовой правки металла после предварительной правки. А именно чистой правкой и заканчиваются все рихтовочные работы.

Чеканочный молоток используется на завершающей стадии выкатки металла, так сказать, на финишной операции. Он имеет закругленную конусную рабочую часть.

В основу инерционного молотка положен принцип использования эффекта инерции. Внутри бойка может иметься полость, в которой расположен подвижный элемент. Могут быть и другие конструкции инерционных молотков, в том числе и с ограничителем хода рабочей части. Такой инструмент используется для выполнения работ в труднодоступных местах. Часто одна рукоятка такого молотка имеет несколько насадок.

Фланцевый молоток предназначен для работы с фланцевыми монтажами. Его рабочие головки повернуты под углом 90 градусов. При помощи этого молотка можно расстыковывать фланцевые соединения, и можно собирать их.

В отдельную категорию можно выделить киянки, которые могут быть сделаны из различного материала. Имеется в виду рабочая часть инструмента. Бойки киянок могут быть деревянными, сделанными из твердой резины или ударопрочного пластика.

Деревянные киянки встречаются все реже и реже, уступая место более современным материалам. Дерево, какое бы оно ни было прочное, со временем начинает крошиться. Резина и пластик более прочные, к тому же они обладают высокими амортизационными свойствами.

В отдельную категорию можно вынести инструменты, которые имеют обратный способ действия. Т.е. это те инструменты, которые прижимаются к обратной стороне металла. А с прямой стороны работают молотком. Это и различной формы ложки и ручные наковальни, и другие фасонные подкладки.

Благодаря этим инструментам выполняется выпрямление дефектов на металле кузова. И одновременно с этим металл не может уйти в обратную сторону. Формы подкладок могут быть самим разными. Рабочая часть их очень гладкая и имеет самый разный изгиб.

Инструменты рычажного типа

Инструменты для рихтовки кузова рычажного типа  имеют множество форм и размеров. Основное их назначение – выдавливать вмятины с внешней стороны. Часто такие инструменты используют в местах, где молотком невозможно подлезть. Иногда в кузове специально под них делают специальные технологические отверстия, чтобы подлезть с внутренней стороны.

Рычаги для рихтовки

Рихтовочный инструмент рычажного типа «китовый хвост»

С этими инструментами следует работать очень аккуратно, так как площадь соприкосновения с металлом невелика. И даже при небольших усилиях на ручку, возникают серьезные усилия со стороны рабочей части из-за эффекта рычага, и металл может продавливаться в обратную сторону.

Рихтовочные домкраты

Кроме механических рычажных инструментов могут использоваться механические или гидравлические растяжки. Все эти инструменты для рихтовки кузова работают по принципу домкрата и служат для выдавливания металла при помощи механики или гидравлики. Для таких инструментов всегда нужен упор с обратной стороны.

Чтобы увеличивать длину рабочей зоны используют разной длины насадки. Рабочая часть, которая упирается в металл, может иметь совершенно разную форму. В условиях гаража редко когда используются растяжки на основе гидравлики. Чаще всего это механический вариант или ручные растяжки.

Для зачистки металла используются электрические шлифмашины или дрели со специальной насадкой под шлифовальный круг. Обычно используются шлифмашины с возможностью смены абразивного элемента. И наиболее часто применяются машинки с вращающимся кругом, а не с поступательным движением рабочей части.