Стробоскоп для установки зажигания

Стробоскоп для установки зажиганияОдним из методов регулировки (установки) начального момента зажигания является применение стробоскопа для установки зажигания. 

Если зажигание выставлено неправильно, например, с излишним опережением, то искра подается в камеру сгорания автомобиля, еще в тот момент, когда поршень двигателя еще не достиг нужной точки.  В этом случае воспламенившаяся топливная смесь создаст для поршня дополнительную преграду в виде давления.

Т.е. получается, что поршень еще должен двигаться вверх, но давление от воспламенения тормозит его. В конечном итоге двигатель начинает тратить больше энергии, чтобы довести поршень до верхней точки.

При позднем срабатывании зажигания поршень уже начинает двигаться вниз, поэтому увеличен объем пространства, где происходит воспламенение топливной смеси. Соответственно, давление на поршень получается меньше, и мощность двигателя падает.

Любая неправильная регулировка зажигания приводит к перерасходу топлива, потере мощности двигателя, его перегреву. Помимо этого на поршне, на стенках цилиндра образуются излишние отложения в виде нагара. И все это в комплексе может привести к уменьшению моторесурса двигателя.

Проверка и настройка работы системы зажигания – операция достаточно сложная. Однако при помощи стробоскопа для установки зажигания, имея определенный опыт, можно выполнить эту операцию самостоятельно.

Принцип работы стробоскопа

Работа этого устройства основана на стробоскопическом эффекте. Давно было замечено, что если движущийся предмет освещать яркими вспышками с высокой частотой, возникает оптическая иллюзия, что движение останавливается.

Если освещать вращающуюся деталь яркими вспышками с частотой, совпадающей с частотой вращения, деталь будет визуально казаться неподвижной. Именно на этом принципе и основана диагностика работы зажигания.

В процессе настройки зажигания стробоскопом освещаются метки, одна из которых неподвижная, а вторая – все время вращается. Метки нанесены следующим образом:

  • Неподвижная метка – на поверхности двигателя,
  • Подвижная метка – на коленчатом валу.
Установка зажигания с помощью стробоскопа

Установка момента зажигания при помощи стробоскопа

В результате освещения вспышками стробоскопа подвижная метка как бы замирает в одном положении. Это происходит только в том случае, если работа стробоскопа синхронизирована с подачей электрического импульса на свечу цилиндра.

Синхронизация вспышек достигается за счет установки специального датчика (емкостного) на высоковольтном проводе, идущем к свече зажигания. Как только идет высоковольтный импульс зажигания, датчик срабатывает и передает сигнал на включение лампы стробоскопа. Впрочем, стробоскоп для установки зажигания может подключаться к системе и другими способами.

Диагностику работы системы зажигания производят сначала на холостом ходу двигателя. В свете стробоскопической лампы, в идеальном состоянии, две метки должны находиться напротив друг друга. Относительный сдвиг меток означает, что зажигание выставлено не в оптимальном положении.

Корректировка зажигания выполняется до тех пор, пока метки не начнут совпадать. Корректировка происходит за счет сдвига прерывателя распределителя, пока метки не будут совпадать.

Некоторые характеристики стробоскопа для установки зажигания

Источником питания для стробоскопа может быть бортовая автомобильная сеть или собственные элементы питания (батарейки или небольшие аккумуляторы). Что лучше – автономное питание или питание за счет сети автомобиля, вопрос не настолько актуальный. Просто с автономным питанием за прибором не тянутся провода.

Максимальная частота вспышек, которые выдает стробоскоп, должна совпадать с максимальной частой вращения коленчатого вала. Чаще всего встречается частота работы стробоскопа 50 Гц.

Большинство стробоскопов не могут работать в длительное время в режиме вспышек. Это связано с конструкцией ламп, которые в них применяются. Обычно стробоскоп для установки зажигания может непрерывно работать может не более 5-10 мин. Об этом указывается в инструкции по эксплуатации. После этого устройству, прежде всего, лампе нужно давать такой же по продолжительности отдых.

Нормально работать с устройством можно, если в помещении темно. Чем выше освещенность, тем хуже заметны метки.