Как проверить датчик коленвала?

Как проверить датчик коленвалаВ автомобиле, и в частности в двигателе, есть достаточно датчиков, которые собирают информацию с самых разных систем. Эта информация затем передается на электронный блок управления, который в свою очередь, решает, как подстроить узлы автомобиля под полученные показания датчиков. Причем все это происходит мгновенно.

Информация мгновенно поступает, мгновенно обрабатывается, мгновенно сравнивается, если это происходит по технологии сравнения, с эталонными показателями, которые хранятся в памяти ЭБУ. И после этого идет команда на исполнительные механизмы, которые и выполняют поставленную задачу.

Сигналы с датчиков могут поступать как в аналоговом, таки и в цифровом виде. Кроме этого они могут поступать в виде определенного по силе тока сигнала или в виде импульсов. Таким образом, датчики можно рассматривать, как глаза и уши электронной системы управления автомобиля. Одним из таких датчиков является датчик коленвала.

Роль датчика коленвала

Датчик коленвала, еще его называют датчик синхронизации, отвечает за подачу импульсного сигнала в ЭБУ. А затем ЭБУ выдает команду на подачу топлива в цилиндры двигателя и подачу искры на свечи зажигания в определенный момент. Благодаря этому датчику происходит синхронизация впрыска топлива с подачей электрического импульса на свечу зажигания.

Если бы не было этого устройства, невозможно себе представить, как бы проходила точная синхронизация этих двух независимых друг от друга процессов.

Если с датчиком коленвала возникают какие-то проблемы, с двигателем тоже начинаются проблемы. Поэтому так важно понимать, какие признаки указывают на то, что возникли проблемы с этим датчиком.

Признаки неисправности датчика коленвала

Следует понимать, что многие признаки неисправности датчика коленвала могут совпадать с другими неисправностями в автомобиле. Ведь, например, неожиданное падение мощности двигателя может быть результатом самых разных неисправностей. Поэтому быть уверенным, что проблемы именно с датчиком, можно только после его тестирования.

Помимо этого в случае проблем с датчиком коленвала, на поверхности могут оказаться другие симптомы.  У двигателя могут наблюдаться, при работе на холостом ходу, плавающие обороты. Т.е. двигатель работает с постоянной сменой оборотов. Но такие же симптомы могут быть и при других нарушениях в системе двигателя.

Помимо этого двигатель может самостоятельно увеличивать или уменьшать обороты без участия водителя.

Следующий признак – значительное и заметное снижение мощности двигателя, которое становится весьма ощутимым, когда автомобиль двигается вверх по дороге. Хотя это может проявляться и на ровном участке дороги.

Если возрастает нагрузка, может начаться детонация в цилиндрах двигателя, которую прекрасно слышно. В конце концов, двигатель может просто не заводиться. Но все эти симптомы «болезни» двигателя могут относиться и к другим проблемам, и для диагностики в данной ситуации можно использовать метод исключения. И первым объектом проверки может стать датчик коленвала.

Предлагаем читателю отдохнуть от чтения и посмотреть видео о проверке датчика коленвала:

Как проверить датчик коленвала?

Есть несколько методов, позволяющих проверить  датчик коленвала, но чаще всего применяются две технологии тестирования этого устройства. В любом случае, датчик необходимо демонтировать.

Внимание!

Перед тем как снять датчик, следует поставить метки, по которым затем можно легко восстановить его местоположение на двигателе.

Следует понимать, что датчики положения коленчатого вала, могут быть в двух версиях. Первая – индуктивный датчик. Вторая версия датчика положения коленчатого вала – так называемый датчик Холла.

После снятия датчика следует оценить его состояние визуально. На датчике не должно быть трещин или других дефектов. Следует определить состояние разъемов и степень их загрязнения. Обычно грязь убирается при помощи спирта.

Внимание!

Еще до того момента, как датчик снят, нужно замерить расстояние между сердечником и диском синхронизации. Расстояние должно быть в пределах 0,6-1,5 мм. Нужно понимать, что электромагнитная индукция – вещь достаточно чувствительная к изменениям расстояний, поэтому нужно обязательно проверить этот момент.

Первый способ тестирования датчика синхронизации – измерение сопротивления катушки. Если внутри катушки происходит обрыв или замыкание витков, происходит изменение сопротивления последней. Параметры сопротивления указаны в инструкции к автомобилю, но обычно этот параметр находится в пределах 550-750 Ом.

Для того чтобы проверить сопротивление катушки датчика нужен омметр. Но обычно используется комбинированный прибор – мультиметр, в систему которого входит и омметр.

Настраиваем омметр на сопротивление 2 кОм (исходя из предварительной информации о сопротивлении катушки). Щупы прибора для измерения подсоединяются к выводам катушки датчика. Полярность подключения не имеет никакого значения. Стрелка прибора будет показывать сопротивление катушки. Если показания прибора находятся внутри допустимого диапазона, датчик можно использовать дальше. Если они не совпадают с диапазоном, датчик просто меняется на новый.

Этот простой тест не дает полной уверенности, что датчик точно рабочий. Подобная проверка указывает только на то, что проводка катушки целая. Но при этом непонятно, будет ли вырабатываться импульс в результате индукции. Для того чтобы проверить способность датчика изменять индуктивность, нужно использовать более сложную систему проверки, которая включает в себя использование осциллографа.

Как проверить датчик коленвала в этом случае? Для этого щупы компактного осциллографа подключают к клеммам на датчике. Пока датчик находится без влияния металлических предметов, на экране осциллографа будет сплошная прямая линия.

Если поднести к датчику металлический предмет, и энергично им поводить на небольшом расстоянии от торца датчика, на экране осциллографа будут наблюдаться скачки линии. Это довольно точный метод проверки работоспособности датчика, но полной уверенности в работоспособности он тоже не дает. Окончательный вердикт можно вынести, если проверить датчик на работающем двигателе при помощи осциллографа.