Основные причины ненормального дыма из выхлопной трубы

Причины дыма из выхлопной трубыВладельцы автомобилей иногда замечают, что из выхлопной трубы идет какой-то необычный по цвету дым. Есть категория водителей, которая может и не обратить на это внимание и продолжать ездить на автомобиле. 

Но такие поступки весьма опрометчивы, так как изменение цвета дыма – это явный признак того, что в двигателе происходят какие-то негативные процессы. И если не вмешаться, то последствия будут самыми плачевными. Нельзя сказать, что диагностика по цвету дыма самая точная. Но есть определенные неполадки в двигателе, на которые указывает тот или иной цвет дыма. И сегодня мы предлагаем рассмотреть основные причины дыма из выхлопной трубы.

Черный дым из выхлопной трубы

Причины черного дыма из выхлопной трубы

Черный дым из выхлопной трубы

Черный дым, который идет из выхлопной трубы, указывает на то, что топливо неэффективно сгорает в камере сгорания. Получается, что количество топлива и количество кислорода, которое попадает в камеру сгорания, не соответствует норме. Обычно говорят, что топливная смесь переобагащенная.  Но дело может быть не только в проблемах топливной системы, но и в проблемах системы зажигания.

Например, черный дым из выхлопной трубы в бензиновых карбюраторных двигателях может указывать на то, что возникла проблема с карбюратором, а именно засорились (закоксовались) воздушные жиклеры или возникли проблемы с игольчатым клапаном, из-за чего образуется избыточное количество топлива в поплавковой камере карбюратора.

Если бензиновый двигатель с инжектором, проблемы могут крыться, как в датчиках, которые определяют количество воздуха, необходимого для нормального сгорания смеси, так и в форсунках. Например, форсунка может утратить свою герметичность.

Получается, что в момент, когда топливо не должно поступать в цилиндр, поступление топлива продолжается. В результате этого в цилиндр поступает столько топлива, что сгореть полностью оно просто не может. Поэтому топливо не только не сгорает, но еще и растворяет масло, которое находится на стенках цилиндра и поршня. Поршневая группа начинает работать в так называемом сухом режиме. Более того, топлива может накопиться столько, что при запуске двигателя может произойти гидроудар, и последовать механические разрушения в двигателе.

Если двигатель дизельный, то излишки топлива и появление черного дыма из выхлопной трубы, могут вызываться проблемами с работой ТНВД, либо увеличенным углом опережения впрыска топлива.

Белый дым из выхлопной трубы

Причины белого дыма из выхлопной трубы

Белый дым из выхлопной трубы

Белый дым, выходящий из выхлопной трубы может быть у любого автомобиля. И белый дым совершенно ничего не означает, если он появляется в момент запуска холодного двигателя, а потом исчезает.

Причина появления белого дыма при запуске холодного двигателя состоит в испарении конденсата, который постепенно собрался от снижения температуры. Но если белый дым из выхлопной трубы не исчезает, даже когда автомобильный двигатель прогревается, это означает, что происходит попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания. В результате происходит вспышка топлива и при этом начинается испарение жидкости. И вместе с выхлопными газами из трубы автомобиля выходят пары жидкости.

Каким образом жидкость попадает в зону повышенных температур? Одной из причин может быть повреждение прокладки между головкой и блоком цилиндров. Если произошло разрушение или трещина, жидкость свободно попадает в цилиндры и там испаряется.

Вторая возможная причина состоит в появлении трещины в блоке цилиндров или головке блока цилиндров. Именно через эту трещину отработанные газы начинают попадать в магистрали системы охлаждения. Затем жидкость из системы охлаждения из-за трещин начинает смешиваться с маслом, и эта смесь попадает в двигатель. И опять возникает образование белого дыма при выхлопе двигателя.

Еще охлаждающая жидкость может попадать в цилиндры двигателя, если произошла разгерметизация прокладки на впускном коллекторе.

Каждая из этих причин требует более точной диагностики. Самым простым способом такой диагностики является удерживание листа чистой бумаги на торце выхлопной трубы работающего двигателя. По цвету и составу осадка, который остается на бумаге, можно определить, смешивается ли жидкость с маслом или просто попадает в цилиндр. Если жидкость постепенно высыхает, не оставляя масляных разводов, то, скорее всего, охлаждающая жидкость не смешивается с маслом.

Синий дым из выхлопной трубы

Причины синего дыма из выхлопной трубы

Синий дым из выхлопной трубы

Появление синего или сизого дыма из выхлопной трубы говорит о том, что вместе с топливом в камере сгорания сгорает увеличенное количество масла. Именно сгоревшее масло дает характерный цвет выхлопному дыму. Но как масло попадает в цилиндр, ведь есть различные маслосъемные детали, которые не дают этому происходить?

Первое, что может изнашиваться – это маслосъемные колпачки. Вернее,  они не изнашиваются, а под действием высоких температур становятся жесткими и перестают выполнять свою функцию. Снижение эластичности – весьма характерный дефект этих деталей.

Масло начинает стекать по клапанам в цилиндр, где потом и сгорает, вызывая изменение цвета выхлопных газов.  Но при изношенных маслосъемных колпачках, попадание масла в цилиндр может происходить не всегда. Чаще всего такая проблема возникает во время торможения двигателем. Хотя при сильном износе маслосъемных колпачков синий дым из выхлопной трубы может выходить и в обычном режиме езды. И первое, что нужно проверить при появлении синего выхлопного дыма, это состояние маслосъемных колпачков.

Еще одна причина попадания масла в цилиндр – это износ маслосъемных колец. Кольца из-за износа перестают выполнять свою основную функцию удаления масла со стенок цилиндра. Кроме этого маслосъемные кольца могут залечь, и тем самым не будут удалять масло со стенок цилиндра. Залегание колец может быть вызвано перегревом двигателя, когда посадочные места на поршне увеличиваются. Залегание колец может быть вызвано и использованием некачественного масла.

Обычно синий дым из выхлопной трубы сопровождается увеличением расхода масла. Это вполне объяснимо, ведь масло сгорает в цилиндре двигателя.