Почему скрипят тормозные колодки?

Причины скрипа автомобильных тормозных колодокСкрип, возникающий при торможении, не всегда является результатом выработанных или некачественных тормозных колодок. Достаточно часто могут издавать подозрительные и неприятные звуки и совершенно новые, только что установленные тормозные колодки. Причем с новыми колодками такое может происходить довольно часто.

Вот и попробуем ответить на вопрос: почему скрипят тормозные колодки?

Причины скрипа тормозных колодок

Все причины скрипа можно условно разделить на несколько видов. Причем не всегда дело в механике. Иногда причиной скрипа является определенное загрязнение поверхностей как колодок, так и тормозного диска. На эти поверхности попадает влага, грязь, песок и в результате может появиться неприятный звук, который, впрочем, со временем исчезает, если это была вода, или не исчезает, если это была грязь, пока это загрязнение не будет устранено.

Кстати, влага, попавшая внутрь системы, может не только вызывать посторонние звуки, но и влиять на эффективность торможения. Дело в том, что торможение основано на сухом трении, и при попадании влаги коэффициент трения резко падает, что приводит к увеличению тормозного пути.

Одно хорошо, что влага под воздействием температуры достаточно быстро испаряется. Но если после попадания в лужу или под сильный дождь появляется скрип или другие посторонние звуки, лучше какое-то время не ехать на большой скорости, а подождать, пока влага испарится и звук пропадет.

Но вот почему скрипят новые тормозные колодки? Тут причин может быть несколько. Чаще всего посторонние звуки образуются до тех пор, пока новые колодки не притрутся. Причем притирка может занимать разное количество времени. Все зависит от качества колодок и от соответствия материала колодок материалу диска.

«Родные» колодки притираются достаточно быстро. По сути, процесс притирки заканчивается, когда удаляется верхний тонкий слой с новых тормозных колодок. Другое дело, если звуки не исчезают.

Почему скрипят тормозные колодки в этом случае? Тут проблема может заключаться не в тормозных колодках, а в самом тормозном диске. Т.е. вполне реально, что на диске образовалась механическая выработка, которая не была замечена при монтаже тормозных колодок.

Самыми продвинутыми в плане притирки и эффективности торможения являются колодки, сделанные на основе керамики. Они редко когда скрипят, даже когда новые. Но это вовсе не означает, что их нужно ставить на все автомобили. Лучше всего использовать «родные» тормозные колодки.

Скрипеть тормозные колодки могут из-за металлических включений, которые есть в составе смеси, которая отвечает за торможение. Слишком большое количество этих включений или использование для этих включений не совсем подходящего металла,  и свист, скрип колодок обеспечен. Обычно скрипит металл по металлу, но не скрипит основной состав по металлу тормозного диска.

Подобное несоответствие состава материала для тормозных колодок металлу тормозного диска означает, что вместо мягких металлов в состав смеси для тормозных колодок введен металл более твердый. В результате на поверхности тормозного диска может появляться преждевременная выработка. Т.е получается, что вместо того, чтобы равномерно стирались тормозные колодки, происходит истирание диска. И следующий раз придется не только менять колодки, но и протачивать диск.

Почему скрипят тормозные колодки еще? Колодки могут начать скрипеть, свистеть по мере того, как они начинают изнашиваться. Причем на колодках некоторых типов скрип используется как некий сигнал, означающий, что колодки исчерпали свой ресурс.

Для этого используют очень простой метод. Внутри (снаружи) колодки имеется металлический штырь (или другая конструкция) из мягкого металла. Как только колодка истирается до такого уровня, что металл колодки начинает касаться металла тормозного диска, при торможении раздается неприятный звук.

Можно этот звук воспринимать как сигнал для смены тормозных колодок. Причем, чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Тонкая тормозная колодка будет значительно интенсивнее нагреваться при торможении. И эффективность торможения будет снижаться. А это всегда большой риск.