Проточка тормозных дисков без снятия: плюсы и минусы технологии

Проточка тормозных дисков без снятия

Проточка тормозных дисков без снятия

Во время торможения автомобиля изнашиваются не только тормозные колодки, но и тормозные диски. Причем поверхность диска изнашивается неравномерно. Это происходит из-за того, что структура тормозных колодок неравномерная, и сами колодки помимо фрикционных свойств имеют и абразивные свойства.

На неравномерность износа тормозных дисков влияет и некоторое изменение геометрии ступицы, что приводит к определенному биению. Причем тормозной диск может неравномерно изнашиваться, как по концентрическим направлениям (возникают концентрические бороздки или выступы), так и по радиальным направлениям. И тогда возникает больший износ диска с одной стороны.

Все подобные дефекты, возникающие на поверхности тормозного диска, могут сказаться на эффективности работы всей тормозной системы, увеличении тормозного пути и в конечном итоге, на безопасности езды.

Помимо этого дефекты на тормозном диске приводят к преждевременному износу тормозных колодок.

Даже если установить новые тормозные колодки, диск с дефектами на поверхности приведет к достаточно быстрому их выходу из строя. Единственный способ привести поверхность тормозного диска в норму – это подвергнуть его механической проточке.

Раньше эту операцию проводили только на токарных станках. Для этого диск снимался и обрабатывался на токарном станке. Благодаря развитию технологий авторемонта и созданию нового оборудования стала возможна проточка тормозных дисков без снятия.

Как происходит проточка диска?

  • Снимается колесо автомобиля.
  • Демонтируется тормозная колодка.
  • К ступице автомобиля крепится переходник, в который будет входить суппорт станка для проточки тормозных дисков.
  • К автомобилю передвигается станок, и его суппорт вставляется в переходник.
  • Далее проводится замер износа и шероховатостей на поверхности тормозного диска. Для этого запускается вращение суппорта. Диск вращается на оси автомобиля. К поверхности диска подводится датчик мерительного инструмента. По степени отклонения стрелки определяется степень износа и последующая глубина резания при проточке.
  • Следующая операция – проточка диска. По своей сути она напоминает традиционную токарную операцию по подрезке торца. Обычно используются резцы с твердосплавными напайками. Редко, когда полная проточка диска заканчивается одним проходом режущего инструмента. Чаще всего это два или три прохода. В результате этой операции получается совершенно ровная поверхность тормозного диска. Глубину резания оператор задает в ручном режиме. Проточку можно сделать как в автоматическом режиме (скорость подачи задается оператором), так и в режиме ручном. В этом случае скорость прохода резца задается оператором. Автоматический режим дает лучшую чистоту поверхности.
  • После того как операция по проточке закончена, опять подводится датчик мерительного инструмента и проверяется поверхность диска на шероховатость и на биение.

Преимущества проточки тормозных дисков без снятия

Эта процедура занимает меньше времени, чем полный демонтаж тормозного диска и его дальнейшая проточка на токарном станке.

В силу того, что диск остается закрепленным на своей оси, при проточке диска сразу учитывается возможное изменение геометрии оси и ступицы. Получается, что диск обрабатывается согласно реальной оси вращения. Если диск будет обрабатываться на токарном станке, ось вполне может отклониться и потом получается излишнее биение и разный износ поверхности тормозного диска и тормозных колодок.

Недостатки проточки тормозных дисков без снятия

При обработке тормозного диска без снятия невозможно обеспечить максимальную жесткость в системе: станок – ступица – ось – тормозной диск. Поэтому при обработке не получается высокое качество обрабатываемой поверхности. Качество поверхности, конечно, достаточное, чтобы обеспечить нормальную работу тормозной системы. Но шероховатость поверхности тормозного диска получается больше, чем, если бы диск обрабатывался на обычном токарном станке.

Помимо этого проточка тормозных дисков без снятия не позволяет применять высокие скорости вращения. По сути, резание происходит на средних скоростях. Это тоже влияет на уровень шероховатости диска. А на токарном станке можно получить гораздо лучше обработанную поверхность, так как можно использовать большую скорость вращения при минимальной подаче.