Технология утилизации старых аккумуляторов

Утилизация автомобильных аккумуляторовЛюбой аккумулятор имеет свой ресурс, по истечении которого батарея не в состоянии выполнять свои функции. Поэтому аккумуляторы подлежат утилизации. Но если аккумулятор, просто так выбросить на свалку, то вероятность того, что в воду, грунт, воздух попадут вредные компоненты и вещества, сильно велика.

В отработанном аккумуляторе нет компонентов, которые были бы безопасны для экологии. Они вредны все, в той или иной степени, начиная от электролита, в какой бы форме он не находился: в жидкой или гелеобразной, и заканчивая пластиковым корпусом аккумуляторной батареи.

А  не говорить про свинцовые пластины, которые несут угрозу окружающей среде, это означает собственными руками уничтожать все, что живет и растет на земле.

Основные компоненты, которые входят в состав аккумуляторных батарей, можно перерабатывать и использовать повторно. За исключением отработанного электролита, который подлежит правильной утилизации. И именно поэтому можно встретить компании, которые выполняют прием старых аккумуляторов.

По сути, эти компании являются посредниками между гражданами, желающими избавиться от старого аккумулятора, и предприятиями, которые занимаются утилизацией вышедших из строя аккумуляторов.  Но только иногда возникает вопрос – а эти предприятия действительно занимаются правильной утилизацией, или весь смысл утилизации сводится к тому, чтобы извлечь свинец, переплавить его, а все остальное, включая отработанный электролит и пластик, без всякой переработки отправляется на свалку?

Технология полной утилизации автомобильных аккумуляторов достаточно сложна и требует серьезных вложений в оборудование. Это целые заводские линии, которые занимаются этим процессом. И при этом зарабатывают деньги. Было бы наивно полагать, что процесс переработки старых аккумуляторов основан на чистом альтруизме и желании оградить экологию. Это, прежде всего, серьезный бизнес. А как у любого бизнеса есть основная цель – заработать деньги.

А деньги в такой ситуации возникают совсем не из воздуха. Деньги делаются на продаже свинца, полученного из старых аккумуляторов, на продаже переработанного пластика, корпусов и даже на использовании переработанных сульфидных отложений, которые появляются на свинцовых пластинах аккумулятора. Таким образом, при правильной переработке, многое идет на повторное использование, в том числе и на производство новых аккумуляторных батарей. Такой себе получается замкнутый цикл производства.

Как происходит переработка отслуживших аккумуляторов?

Существует несколько технологий, которые позволяют отделить различные составляющие из аккумулятора. Но в целом все идет по одной и той же технологической схеме. На первом этапе должен пройти слив электролита с дальнейшей его нейтрализацией. Нейтрализация электролита происходит при высокой температуре в специальных герметичных камерах. После того как электролит слит, наступает этап дробления корпуса аккумуляторной батареи.

Аккумуляторы отправляются на конвейерную линию, которая отправляет аккумуляторы на станки, где происходит дробление корпуса. Станки – достаточно мощные дробилки, которые полностью разрушают аккумулятор.

Сразу за дробилками стоят фильтры, которые отделяют свинцово-кислотную или свинцово-щелочную пасту. Осевшая на фильтрах паста затем отправляется в металлическую смесь, которая потом будет перерабатываться. Куски пластика, смешанные с кусками свинцовых элементов подаются в емкость с водой. Такая операция нужна для того, чтобы тяжелые металлы погрузились на дно емкости, а более легкие осколки пластиковых корпусов, всплыли на поверхность. Таким достаточно простым способом отделяются металлические составляющие, от неметаллических.

Далее идет сбор пластиковых осколков, которые потом будут использоваться в качестве вторичного сырья для производства пластиковых гранул.  Пластик в гранулы может перерабатываться непосредственно на заводе, который занимается переработкой аккумуляторов, но могут отправлять и на совершенно другие предприятия, которые занимаются изготовлением пластиковых гранул.

Оставшаяся металлическая масса, в которой содержится свинец и другие металлы, отправляется на дальнейшую переработку. Туда же идет паста, снятая с решетчатых фильтров. Оставшаяся кислота нейтрализуется при помощи воды, а для того, чтобы произошла химическая реакция, в воду со смесью металлов и пасты добавляются специальные химикаты, благодаря которым кислота полностью нейтрализуется, и на дне емкости получается осадок. Осадок затем удаляют, а вода, пройдя через систему фильтров, вновь используется в производственном цикле или направляется в канализацию.

Смесь металлов нужно высушить, удалив из них влагу. Все это выполняется в сушильных печах. В результате этого получается сырье, которое будет отправлено на плавку. Следует сказать, что свинец – металл достаточно легкоплавкий. Поэтому в печи для расплавления он приходит в расплавленное состояние гораздо быстрее, чем другие металлы, которые находятся в смеси. Но при этом плотность свинца гораздо больше. И в результате этого на поверхности расплавленного свинца плавают куски нерасплавленных других металлов. Плавающие объекты удаляются из расплава.

После того, как свинец отделен от других металлов, он отправляется в тигель, куда добавляется каустическая сода. Именно этот компонент помогает избавиться от различных примесей, которые все еще содержатся в расплавленном свинце.  Все примеси удаляются из расплава. Только теперь свинец имеет нужную чистоту и его можно лить в формы. Когда свинец заливается в формы, на поверхности образуется тонкая пленка примесей, которые еще не удалены. Эту пленку тоже снимают вместе с частицами свинца. После застывания слитков их можно отправлять на изготовление различных деталей из свинца, в том числе и на изготовление новых решеток для аккумуляторных батарей.

Все процессы на таких предприятиях автоматизированы. В результате получается свинец с достаточно большой чистотой. Но основное не это. Основное, что такая утилизация аккумуляторов обеспечивает нейтрализацию всех вредных компонентов из аккумуляторов, не нанося вред экологии.