Восстановление геометрии кузова автомобиля

Восстановление геометрии кузова на стапелеВосстановление геометрии кузова автомобиля – это одна из самых трудоемких и технологически сложных операций, связанных с кузовным ремонтом. Хотя многое зависит от того, какие повреждения наблюдаются на автомобиле.

Но нужно понимать, что может сложиться так, что геометрические параметры кузова могут измениться визуально незаметно. Т.е. имеются невидимые невооруженному глазу перекосы и прогибы. А это приводит к тому, что расположение узлов автомобиля становится несоосным. И тогда все эти перекосы начинают сказываться на быстром износе самых разных узлов и деталей.

Рассчитывать на то, что восстановление геометрии кузова автомобиля можно выполнить самостоятельно, без соответствующего опята и оборудования, совершенно безрассудно. Для того чтобы восстановить геометрию кузова нужен специальный стапель, нужны гидравлические устройства, инструмент для рихтовки кузова, сварочное оборудование.

Несколько проще восстановить вмятины на кузове. В этом случае набор инструмента для кузовного ремонта автомобиля не такой обширный. Хотя основным инструментом являются руки мастера. Но в случае серьезных повреждений, без услуг специалиста, не обойтись.

Какие работы выполняются при восстановлении геометрии кузова?

  • Измерение геометрических параметров кузова.
  • Корректировка геометрии кузова при помощи механического воздействия.
  • Рихтовочные работы.
  • Удаление тех частей кузова, которые не могут быть восстановлены, с их последующей заменой. Причем заменяемые сегменты могут быть изготовлены самостоятельно, или выпущенными заводом. Все зависит от того, какая часть кузова требует замены.
  • Сварочные работы.

Когда требуется проверка геометрии кузова?

У автомобилиста может возникнуть подозрение, что кузов утратил свою первоначальную геометрию. А это может быть следствием старого ДТП, после которого рихтовочные работы были выполнены, а измерить геометрию кузова никто не удосужился. В этом случае, перед тем как паниковать и сразу подвергать кузов тщательной проверке, можно провести процедуру проверки развала схождения.

По полученным результатам можно будет сделать вывод, о том, нужна ли проверка геометрических параметров кузова. Если удается отрегулировать положение колес так, что регулировка будет вписываться в штатные параметры, то паниковать особо не нужно. А если настройки не получаются, то нужно переходить к промерам геометрии кузова.

Как проверяется геометрия кузова?

Измерение геометрии кузова автомобиля

Измерение геометрии кузова автомобиля

Для того чтобы определить геометрию кузова автомобиля, его устанавливают на специальный стапель, где автомобиль закрепляется. Далее выполняется сама процедура замеров. На любом автомобиле есть контрольные точки, расстояние между которыми зафиксировано в технической документации. Именно расстояние между этими точками и измеряют, для того, чтобы определить участок, на котором возник перекос. Точность замеров зависит от того, какими мерительными инструментами при этом пользуются.

На современных стапелях есть компьютерные сканирующие  системы, которые на мониторе сразу показывают отклонение между контрольными точками. На контрольные точки навешивают специальные электронные маячки, которые и передают сигналы в систему измерений. Система сравнивает трехмерную картинку того, что должно быть, с тем, что есть. Оператор на мониторе сразу видит, где есть изменения в геометрии, определяет в каком месте нужно прикладывать усилие, чтобы вытянуть металл в нужном направлении.

Несколько сложнее понять изменения в геометрии кузова, если используются традиционные мерительные инструменты, например, телескопические линейки.

Специалисту нужно сделать несколько замеров между контрольными точками, чтобы определить, куда и в каком направлении произошло искривление или сжимание металлических деталей. Только потом будет выноситься вердикт: в какую сторону тянуть.

Специалист высокого уровня должен иметь хорошее пространственное воображение. Дело в том, что кузов – система жесткая, и в случае прикладывания усилия в одном месте, начинают смещаться и другие узлы кузова. И если перетянуть, то можно получить совершенно противоположный результат.

Нельзя добиться исправления геометрии кузова, если тянуть кузов только в одном месте. Хотя возможно и такое. Все зависит от степени деформации. Обычно исправление геометрии проходит в несколько этапов. И после каждого этапа выполняются контрольные замеры.

Предлагаем читателю отдохнуть от чтения и посмотреть видео-урок восстановления геометрии кузова автомобиля:

Что происходит на стапеле для изменения геометрии кузова?

Автомобиль устанавливается на стапеле и закрепляется за пороги кузова (это один из вариантов крепления). Далее идут замеры положения контрольных точек автомобиля. После этого к тем точкам,  которые находятся не на месте,  прикладываются определенные усилия при помощи специальной системы растяжек. Усилие создается при помощи гидравлического или механического привода.

Металл, по сути, вытягивается в нужном направлении. После того как произведено вытягивание металла, опять идет замер контрольных точек. Такое восстановление геометрии кузова автомобиля не дает полного (заводского) состояния геометрии. Хотя многое зависит от того, насколько профессиональные специалисты этим занимаются.

Второй вариант крепления – шаблонный. Автомобиль крепится к стапелю за технологические отверстия в авто. Выполняется закрепление тех точек, которые совпадают. Если точки крепления не совпадают, к ним прикладывают усилие. Для того чтобы проще было крепить, используются различные переходники и адаптеры, при помощи которых можно подстроится под разный тип автомобилей. Схема технологических отверстий есть в технической документации автомобиля.

Меняется ли прочность и жесткость кузова после восстановления геометрии?

После попадания в аварию металл кузова сминается. Восстановление геометрии кузова автомобиля несколько вытягивает металл. Поэтому есть вероятность, что металл в месте восстановления может потерять свои свойства. Специалисты говорят, что при использовании правильной технологии, свойства металла не меняются. Т.е. не остается никаких внутренних напряжений, которые бы затем сдвигали металл в неправильное положение.

Но как происходит в реальности – зависит от каждого конкретного случая.  В случае, если вытянуть металл не получается, поврежденный участок вырезается и на его место ставится (приваривается) новый сегмент кузова. Только таким способом можно избавиться от участка, не подлежащего ремонту.