Замена прокладки головки блока цилиндров

Замена прокладки блока цилиндровЗамена прокладки головки блока цилиндров – обязательная операция, которая выполняется после определенного пробега автомобиля. Сегодня мы расскажем о том, что влияет на ресурс прокладки, как определить ее износ и как выполнить ее замену.

Прокладка головки блока цилиндров выполняет очень важную функцию. Она создает герметичность в месте соединения головки блока цилиндров с остальной частью двигателя.  Но это, так сказать, упрощенная версия назначения прокладки. На самом деле, прокладка головки блока цилиндров служит для герметизации и уплотнения системы подачи масла, системы подачи охлаждающей жидкости и системы газораспределения двигателя в конкретном месте соединения двух узлов.

Помимо этого прокладка головки блока цилиндров дает возможность равномерно распределять нагрузки в месте соединения, частично регулируя эти нагрузки за счет, хоть и небольшой, но эластичности.

В определенной степени эта прокладка служит компенсатором тех термических деформаций, которые могут происходить с головкой блока цилиндров в процессе нагрева двигателя. Естественно, что эти деформации измеряются в сотых долях миллиметра.

Типы прокладок головки блока цилиндров

  • Безасбестовые прокладки отличаются низкой усадкой под нагрузкой и способностью к восстановлению геометрии.
  • Асбестовые прокладки отличаются только материалом изготовления, а по своим свойствам очень похожи на первый тип прокладок.
  • Металлические прокладки считаются самыми качественными прокладками благодаря своей прочности и точному распределению нагрузок по всей поверхности сопрягаемых деталей.

Когда нужно менять прокладку головки блока цилиндров?

Определить ресурс службы прокладки заранее практически невозможно. Все зависит от состояния самого двигателя автомобиля и еще многих факторов. Прокладка испытывает механические и температурные нагрузки. Постепенно эти нагрузки приводят к деформации прокладки, она перестает выполнять свои функции и требуется замена прокладки головки блока цилиндров.

Есть ряд критериев, по которым  можно определить проблемы, возникшие с прокладкой.

Например, если на месте соединения головки блока цилиндров и самого блока появляется масло или охлаждающая жидкость, это говорит об износе прокладки.

Кроме этого если происходят нарушения целостности прокладки или ее деформация, охлаждающая жидкость может попасть в масло. В этом случае вместе с маслом образуется эмульсия, наличие которой в масле можно определить визуально при проверке масляного щупа.

Охлаждающая жидкость из-за разрушения или деформации прокладки может попадать в цилиндры двигателя. При сгорании топлива в цилиндре от испаряющейся жидкости образуется пар, который попадает в систему выхлопа. В результате этого из выхлопной трубы идет белый дым.

Масло при деформации прокладки может начать попадать в систему охлаждения двигателя. Это определятся по появлению масляных разводов в расширительном бачке на поверхности охлаждающей жидкости.

В случае возникновения проблем с прокладкой, выхлопные газы могут начать попадать в систему охлаждения двигателя. В этом случае видны пузыри газа как в расширительном бачке, так и в радиаторе автомобиля.

Масло тоже может попадать в цилиндры двигателя, если происходит нарушение целостности прокладки. В этом случае из выхлопной трубы может идти сизый дым, который указывает на то, что в цилиндре сгорает масло.

Таким образом, видно, что как только происходит разрушение прокладки, происходит несанкционированное соединение тех систем двигателей, которое не может происходить при нормальном состоянии прокладки. Жидкости, газы начинают перемешиваться. Или жидкости начинают попадать в не те систему.

Таким образом, нарушается работа всех систем двигателя. Некоторые совершенно независимые потоки (жидкостные и газовые) начинают смешиваться. Происходит не только смешивание потоков, но и падение компрессии в цилиндрах двигателя.

Повреждение прокладки может происходить как по механическим причинам, так и в результате значительного повышения температуры. При этом прокладка просто прогорает.

Рекомендуем посмотреть, как выполняется замена головки блока цилиндров на примере ВАЗ 2109 в этом видео:

Как заменить прокладку головки блока цилиндров?

На всех автомобилях замена прокладки головки блока цилиндров происходит по одному алгоритму. Однако схема откручивания и закручивания болтов может быть немного разной. Схема откручивания крепежных элементов обычно содержится в инструкции к автомобилю.

Но могут еще отличаться и усилия,  с которыми придется закручивать болты после того, как прокладка будет заменена. Это связано с тем, что материал и прочность головки может быть совершенно разной. И при чрезмерном закручивании может произойти раскалывание металла или его деформация.

Динамометрический ключ для снятия и установки головки блока цилиндров

Динамометрический ключ

Следует подобрать прокладку, которая рассчитана на конкретный динамический момент. А для выполнения этих работ потребуется специальный динамометрический ключ.

Перед тем как приступать к демонтажу головки, следует отсоединить все патрубки, провода и т.д. Одним словом, следует снять все навесное оборудование, которое будет мешать работам.

Далее болты тщательно вытираются от грязи пыли и масляного налета. Это связано с тем, что любая грязь может существенно мешать откручиванию. Сорвать грани или шлицы на болтах достаточно просто. Но вместе с сорванными крепежными элементами приобретается «головная боль» в виде необходимости высверливания деформированных болтов. А это процедура не такая уж и простая.

После этого приступают к откручиванию крепления по схеме, которая указана в инструкции к автомобилю. Нужно понимать, что все болты нужно сначала ослабить, проворачивая ключ максимум на один оборот. Но обычно хватает и пол-оборота. И только после этого начинают полностью раскручивать крепление.

Необходимость таких действий связана с тем, что головка блока цилиндров находится в определенном напряжении. И если откручивать крепление неравномерно и не постепенно, может произойти деформация головки. Открученные болты нужно просто выбросить, так как грани или шлицы на них будут нарушены.

После отсоединения головки удаляется прокладка. Бывает так, что прокладка прикипает к металлу, поэтому для ее удаления нужно поддеть ее при помощи тонкой отвертки или другого подобного инструмента.

Поверхности блока и поверхности головки тщательно вымываются от грязи. И только после этого приступают к монтажу новой прокладки. И здесь опять понадобиться схема закручивания крепления и динамометрический ключ. Отступать от схемы закручивания нельзя ни в коем случае.