Что лучше: кованые диски или литые?

Кованые диски или литые: что лучшеВопрос о том, что лучше: кованые диски или литые, вызывает массу споров. И чаще всего эти споры ничем не заканчиваются. Каждый автолюбитель остается при своем мнении.

Так как аргументы в ту или иную сторону приблизительно одинаковые. Ведь невозможно оценивать диск как таковой, как отдельный узел. Его нужно оценивать только в комплексе взаимодействия с другими элементами подвески автомобиля. И в некоторых случаях явно выигрывают кованые диски, а в некоторых вполне хватает и литых дисков. Помимо этого литые диски стоят значительно дешевле, чем диски кованые. И это является существенным аргументов в пользу литых дисков.

Технология производства литых дисков

Кованые колесные диски на автомобилеКованые колесные диски

Кованые колесные диски

Для производства дисков такого типа используется технология литься с применением алюминиевых или магниевых сплавов. Расплавленный металл заливают в форму (хотя это несколько упрощенно, технология несколько сложнее). И после того, как металл застывает, получается готовый диск, который не подлежит последующей механической обработке, за исключением возможного удаления литников и небольших наплывов расплавленного металла.

После этого полученные диски подвергаются дополнительной термической обработке, которую можно охарактеризовать, как закалку металла, если эта формулировка подходит для алюминиевых и магниевых сплавов. В результате такой термообработки, зерна металла становятся чуть меньше и связи между ними усиливаются. Т.е. диск становится прочнее, чем, если бы его устанавливали на автомобиль сразу после литья.

Следующая технологическая операция после завершения процесса закалки – искусственное старение металла. Такая процедура нужна для того, чтобы снять остаточные внутренние напряжения, которые возникают при закалке. Если бы эта процедура не проводилась, то у диска была бы еще большая хрупкость.

В результате получается структура металла, имеющая достаточно большую зернистость. Если посмотреть на разлом такого диска при значительном увеличении, то можно заметить, что металл имеет некую пористую структуру. Т.е. между частицами металла может наблюдаться присутствие свободных полостей наполненных воздухом. И чем больше этих полостей приходится на единицу площади разлома, тем прочность материала будет меньше.

Для того чтобы добиться необходимой прочности на излом стенки дисков литого типа выполняются достаточно толстыми. Только таким способом можно обеспечить необходимую жесткость конструкции. Если говорить о весе таких дисков, то изделия из алюминиевого сплава получаются более тяжелыми, чем те, которые сделаны из магниевого сплава. Это связано с различным удельным весом этих металлов. Магний несколько легче.

Сильно ли влияет лишний вес дисков на состояние подвески автомобиля? Пожалуй, что влияет. Чем больше вес дисков, тем большую нагрузку испытывает система подвески автомобиля, особенно на больших скоростях вращения колеса. Начинают работать центробежные силы, которые напрямую зависят от веса диска.

Теперь, чтобы более четко понять, что лучше: кованые диски или литые, давайте рассмотрим технологию производства кованых дисков.

Технология производства кованых дисков

Литые колесные диски для автомобилей

Литые автомобильные диски

Процессы, которые происходят во время производства кованых дисков, только с натяжкой можно назвать процессом ковки. Будет правильнее называть эту технологию горячей штамповкой. Материалы используются для производства кованых дисков точно такие же, что и для дисков литых. Но в результате обработки давлением с использованием температуры зернистость металла значительно снижается. И прочность на излом повышается. Получается, что материал уплотнятся в значительной степени.

В результате такой технологии получаются диски с меньшей толщиной стенок, но их прочность значительно превосходит прочность  литых дисков. Более того, материал становится более эластичным, напоминающим по своим свойствам диски из стали. Но при этом с гораздо меньшим весом.

После того как диск проходит процесс горячей штамповки, он в обязательном порядке подвергается механической обработке на токарном и фрезерном станке. Кроме этого обязательно проводится термообработка диска: закалка и старение. Старение металла нужно для того, чтобы убрать внутренние напряжения, которые возникают на внешних слоях диска.

Разница в свойствах литых и кованых дисков

А теперь, зная основы производства колесных дисков этих двух типов, можно сделать выводы о том, что лучше: кованые диски или литые.

Если рассматривать механические свойства литых и кованых дисков, можно заметить существенную разницу в том, как эти диски воспринимают ударные нагрузки. Из-за того, что литые диски имеют повышенную зернистость, в результате ударов они могут раскалываться. Причем потом все эти трещины не реставрируются и не ремонтируются.

И нужно понимать, что появившаяся небольшая трещина в диске будет являться постоянной угрозой безопасности при движении. И под действием последующих ударов и вибраций она будет только увеличиваться.

Небольшие сколы, которые появляются на краях литых дисков, не несут такой опасности, но при этом нарушается балансировка колеса. А это приводит к износу резины и другим негативным последствиям. Литые диски отлично подходят для хороших дорог, но не очень подходят для езды по дорогам, где покрытие оставляет желать лучшего. Так что для езды по плохим дорогам лучше использовать или штампованные стальные диски или диски кованые.

Кованые диски сами по себе гораздо прочнее своих литых собратьев. Поэтому они менее восприимчивы к ударам и при этом они не трескаются, а только лишь деформируются. Причем эта деформация может устраняться на специальном станке методом прокатывания. Причем сервисов, которые выполняют подобные процедуры, предостаточно.

Тут надо сказать, что технология прокатки кованых дисков аналогична технологии прокатки штампованных дисков. Метод этот не является трудоемким, но позволяет восстановить диск, имеющий повреждения высокой степени.

Вместе с тем, литые диски ремонту практически не поддаются. Существующие на сегодняшний день технологии реставрации литых дисков позволяют справиться лишь с незначительными повреждениями. Да, возможно применение аргоновой сварки для ремонта значительных повреждений. Но последующая езда на дисках, отреставрированных таким способом, довольно рискованна.

Толщина стенок кованых дисков меньше, поэтому и сам диск существенно меньше весит. А это безусловный плюс для работы подвески. Но в тоже время повышенная жесткость и прочность кованых дисков может сыграть злую шутку над автолюбителем. При попадании в серьезную яму и получении серьезного удара, вся энергия удара уходит на элементы подвески.

Но главный недостаток кованых дисков – это их высокая стоимость. Она в разы больше, чем цена дисков литых. И чаще всего кованые диски ставятся на машины дорогого класса. Но если бы уровень цен как-то выровнялся или не был таким разительным, альтернативы кованым дискам бы не было.