Плюсы и минусы кованых российских дисков

Кованые диски российского производстваКованые диски, несмотря на свою высокую цену, завоевали себе определенное место на рынке, благодаря тем качествам, которыми могут похвастаться только диски, сделанные по этой технологии.

Количество предприятий, которое выпускает кованые диски во всем мире, не так уж и велико. Некоторые производители делают свои диски по совсем не «кованой» технологии или  по упрощенной технологии. А затем выдают их за кованые.

Что касается российских производителей кованых дисков, то их можно пересчитать по пальцам одной руки. Самими известными являются:

  1. ВСМПО;
  2. СМК (Авиатехнологии);
  3. КраМЗ;
  4. БКМПО;
  5. Slik.

И надо сказать, что кованые российские диски этих производителей отличаются высоким уровнем качества, способным конкурировать с лучшими мировыми образцами.

Есть еще малоизвестные производители в России, которые занимают совсем небольшой сегмент внутреннего рынка. Основную конкуренцию российским кованым дискам составляют иностранные производители, которых, впрочем, не так уж и много.

Причина того, что коваными дисками занимаются не так уж много предприятий, кроется в достаточно сложной технологии, что влияет в конечном итоге на конечную цену продукта. И большинство отечественных предприятий, которые выпускают кованые диски, так или иначе в свое время  были связаны с оборонной промышленность. Оттуда, в общем-то, и пришли все эти технологии.

Технология производства кованых дисков

Существует ряд иностранных предприятий, которые позиционируют свои диски, как кованые, но при этом процесс производства проходит по упрощенной технологии. При такой упрощенной технологии  упрочнению подвергается только обод диска. А вся остальная часть диска получается такой же, как при производстве дисков литых.

Да, такая технология придает определенную прочность и жесткость диску. Но при этом жесткость достигается за счет прочности обода, тогда как остальная часть, если так можно выразиться, остается сырой. И по своей прочности ничуть не превосходит литые диски. Недавно мы разбирались в том, что лучше: кованые или литые диски. И пришли к выводу, что кованые диски превосходят литые аналоги практически по всем параметрам. Но кованые диски, произведенные по упрощенной технологии,

Пока прокатанная часть обода держит нагрузку, с внутренней частью диска ничего не случается. Но как только нагрузка превышает прочность литой части, происходит растрескивание, такое же самое, которое происходит в дисках, полученных по литой технологии. Кроме этого в местах, где часть прокатанного диска соединяется с «сырым» металлом, образуется зона повышенных внутренних напряжений. Это тоже не добавляет такому диску прочности. Кроме этого не решается еще одна задача использования кованых дисков – вес изделия существенно не уменьшается.

Нормальная технология производства кованых дисков, которую используют российские производители, должна содержать несколько обязательных этапов. В результате этого технологического процесса получаются высококачественные кованые российские диски.

Сначала отливается заготовка из легкосплавных материалов (сплавов алюминия или сплавов магния). Горячая заготовка поступает на автоматическую линию, состоящую из нескольких вертикальных прессов. Первый пресс имеет сравнительно небольшую силу сжатия. И с каждым следующим прессом сила сжатия увеличивается.

Далее заготовка подвергается нескольким этапам термической обработки, включая закалку, отпуск и процесс искусственного старения металла. Впрочем, на некоторых производствах заготовка сначала подвергается механической обработке, а потом термической. Или могут быть комбинированные варианты термической и механической обработки. У каждого производителя свои секреты.

Механическая обработка поверхностей диска может проходить на вертикальных или горизонтальных фрезерных станках. Часто в линии стоит несколько станков, каждый из которых делает одну какую-то операцию по фрезерованию. Весь процесс автоматизирован, поэтому размеры дисков на одной линии одинаковые и вмешательства человека совершенно не нужно.

Вмешательство человека нужно только для того, чтобы менять режущий инструмент. А режимы резания (подача и скорость) остаются неизменными.

Благодаря автоматическому производству кованые диски получаются максимально сбалансированными и с совершенно одинаковыми размерами.

Преимущества технологии «ковки»

Если разобраться, то процесс производства кованых дисков – это не совсем ковка в классическом понимании этого процесса. Правильнее этот процесс назвать методом горячей штамповки. И именно этот термин используется профессионалами. А термин «ковка» уже придуман в маркетинговых целях, чтобы не было громоздких и малопонятных простому обывателю терминов.

В процессе горячей штамповки сжимается внутренняя структура металла. Зерна металла сближаются между собой и располагаются в определенном направлении. Кроме этого из структуры металла удаляются различные полости и раковины, которые характерны для металла дисков, сделанных по литьевой технологии. В результате металл становится более тонким, но при этом прочность его увеличивается. Помимо этого снижается вес самого диска, а это весьма существенно для последующих нагрузок на элементы и узлы подвески.

Отечественные производители кованых дисков используют полную технологию производства и не применяют суррогатные технологии. И при этом цена кованых российских дисков ниже, чем цена импортных аналогов. Она может быть сопоставима с ценой на литые диски топ уровня, но при этом кованые российские диски имеют более высокое качество, за счет повышенной прочности.

Процесс горячей штамповки снижает риск возникновения дефектов, которые не видны. Материал уплотняется, и соответственно, сжимаются и уплотняются раковины, которые могут возникнуть при литье.

Но здесь очень важно, сколько прессов обрабатывают заготовку. Если исходить из логики, то чем больше прессов расположено на производственной линии, тем лучше. Т.е. металл должен сжиматься постепенно, а не одноразово. Если поставить один мощный пресс и за один проход  обработать заготовку, то вместо сокращения времени получим диск с большими внутренними напряжениями. И по своему качеству он будет хуже, чем самый плохой диск, полученный литьем. Поэтому процесс горячей штамповки растянут по времени.

Недостатки российских дисков

Если говорить о недостатках кованных российских дисков, то слишком высокая жесткость создает проблемы для деталей и узлов подвески, особенно если дороги не в самом лучшем состоянии.

И еще один значимый недостаток российских кованых дисков – меньшее количество вариантов дизайна по сравнению с импортными аналогами.