Ремонт литых и штампованных колесных дисков

Ремонт литых и штампованных колесных дисковСостояние некоторых участков отечественных дорог таково, что колесные диски постоянно подвергаются опасности быть деформированными. Причем степень деформации колесных дисков может быть разной. И именно от этого и зависит возможность ремонта колесных дисков.

Тут нужно сказать, что диски разных типов в момент удара ведут себя по-разному. Некоторые виды деформаций, например, на литых дисках, вообще не подлежат ремонту. Но об этом чуть ниже. Несколько проще выполнить ремонт колесных дисков штампованного типа. Вплоть до того, что небольшие дефекты можно устранить и самостоятельно, не прибегая к услугам специализированных мастерских.

Ремонт литых колесных дисков

Сварка литых колесных дисков

Сварка литых колесных дисков

Можно ли отремонтировать литой колесный диск? Таким вопросом задаются автолюбители, у которых возникла деформация или скол диска.  Нужно сразу сказать, что все зависит от того, насколько литой диск поврежден. Если это скол или трещина, то вполне может быть, что специалисты предложат отремонтировать диск при помощи сварки. Причем будут утверждать, что их сварочное оборудование самое современное и самое лучшее. Но дело здесь не в оборудовании и даже не в профессиональной подготовке сварщика. Дело в том термическом воздействии, которому будет подвержен диск в момент проведения сварочных работ.

Для того чтобы понять суть проблемы, которая может возникнуть с литым диском в случае нагрева, нужно вспомнить, что после литья (когда диск производится) он подвергается процедуре закаливания металла. Естественно в результате закалки меняется структура металла и сам металл становится прочнее. И если его затем нагреть, даже в одном месте, произойдет отпуск металла, и диск потеряет свои изначальные прочностные качества. Любой нагрев литого диска до определенных температур полностью противопоказан. Об этом прямо и открыто говорят производители литых дисков.

Кроме этого вызывает большие сомнения возможность полностью на всю глубину проварить трещину, образовавшуюся на диске. Расплавленный металл, не будет обладать такой текучестью, чтобы проникнуть на значительную глубину в трещину. Поэтому визуально диск будет заварен, но в реальности, в толще металла останется трещина. Пусть тонкая и незначительная. Но она будет. И всегда именно эта трещина будет представлять огромную опасность, так как на любом скачке трещина может начать двигаться, так как металл литого диска достаточно хрупкий и крупнозернистый.

Совершенно другое дело, если на литом диске есть незначительные деформации, которые не привели к серьезному разрушению металла. В этом случае ремонт колесных дисков вполне возможен. Такие деформации можно исправить, если использовать технологию выкатывания, такую же, как используют при ремонте штампованных дисков.

Но в некоторых мастерских можно заметить такую картину, когда предполагается выкатывание литого диска. Для того чтобы сделать металл более податливым, участок с деформацией нагревают, тем самым именно этот участок будет отпущен. И соответственно, полностью поменяет свои механические свойства.  А этого делать категорически, нельзя.  По причинам, которые были озвучены выше. Таким образом, если и выкатывать литой диск, то нужно это делать, только в холодном режиме.

Мелкие задиры, неглубокие сколы металла, вполне реально зашлифовывать, а не пытаться убирать при помощи аргонной сварки.

Ремонт штампованных колесных дисков

Прокатка штампованных колесных дисков

Ремонт штампованных колесных дисков

Технология ремонта штампованных колесных дисков вполне отработана и дает возможность получать нормальные результаты и практически полностью убирать любые дефекты. Конечно, если диск полностью сложился, ему уже ничем не поможешь. Ремонт колесных дисков во всех остальных случаях вполне возможен.

Все зависит от того, какова степень «разрушений» штампованного колесного диска. На первом этапе нужно восстановить первоначальную форму. Для этих целей существуют специальные станки, устроенные таким образом, что на диск с определенной стороны прикладывается усилие, которое возвращает ему первоначальную форму. Если удар был с одной стороны, то усилие прикладывается в противоположную сторону.

Часто в результате удара происходит смещение осей диска в разных плоскостях. Поэтому восстановление соосности происходит в несколько этапов. В некоторых случаях, даже используется обычная кувалда, чтобы предварительно подогнать геометрию диска, а только потом установить диск в станок.

Менее всего проблем, когда особых изменений с геометрией диска, нет, а есть только деформация обода диска. В этом случае штампованный диск устанавливается на прокаточный станок  и потом к диску подается ролик, который постепенно выдавливает дефект.

И даже с такими станками существуют совершенно разные технологии прокатывания обода штампованного диска. Есть станки, которые прокатывают всю поверхность диска, а есть станки, которые прокатывают только отдельные участки. Т.е. только там, где есть дефект на диске.

Конечно, точечный вариант прокатывания более эффективен. Меньше всего нарушается структура металла по всему ободу. Она, если и нарушается, то только на отдельно взятом участке. Более того, точечное выкатывание происходит гораздо быстрее, так как длина дуги, которая обрабатывается, гораздо меньше всей длины окружности.

Ролики, при помощи которых выполняется ремонт колесных дисков методом прокатки, изготовлены из твердого металла. Поэтому в месте прокатывания происходит уплотнение металла диска. Это впоследствии может создать определенные проблемы. Металл не только уплотняется, но и становится тоньше. Но не настолько, чтобы существенно влиять на механические характеристики диска. Хотя на общую балансировку любые работы, связанные с восстановлением диска, безусловно, влияют. По этой же технологии восстанавливаются дорогие кованые диски. Во всяком случае, можно восстановить дефекты обода. И в основном используется точечное восстановление диска.

После любых операций по восстановлению диска в обязательном порядке делается процедура балансировки. Причем желательно сначала отдельно отбалансировать диск, а затем диск вместе с автомобильной шиной. Дело в том, что визуально сложно определить, насколько  восстановлена геометрия диска.