Секретки на колеса – задумаемся о безопасности

Секретки на колесаПроблема похищения колес с автомобилей хоть и пошла на спад, но все равно случаи похищения колес встречаются, и это несмотря на наличие различных сигнализаций. Хотя сигнализация, безусловно, снижает вероятность кражи колес, но полной гарантии дать не может. Как и не может дать полной гарантии, что автомобиль будет угнан.

Одним из методов пассивной охраны является установка на колеса автомобиля специальных болтов, которые весьма сложно, а порой и невозможно открутить. Эти специальные болты на   сленге автовладельцев известны, как секретки на колеса. Весь смысл секреток заключается в том, что их головка устроена таким образом, чтобы ее невозможно было открутить при помощи штатных баллонных ключей или любых других гаечных ключей или аналогичного инструмента.

Принципы, используемые в секретках

Давайте выясним, чем же секретные болты для колес отличаются от обычных болтов.

Высокая прочность

Любые специальные болты, которые используются для крепления колес, должны быть сделаны из прочного металла. Если для изготовления обычных болтов используется традиционная конструкционная сталь, то для секретных болтов используются определенные марки легированной стали, что делает такие болты еще прочнее.

Это нужно для того, чтобы болты было труднее срезать или высверлить. Кроме этого, важно, даже если злоумышленник попытается использовать традиционные инструменты для откручивания болтов, чтобы он не смог повредить различные грани на головках болтов или шлицы.  Если их повреждают при попытке открутить, то потом могут возникнуть проблемы у владельца авто, если нужно будет поменять колесо,  поменять тормозные колодки и т.д.

Нестандартный профиль головки

Следующий принцип, по которому изготавливаются секретки – наличие сложного профиля и сложной геометрической формы головки крепежного элемента. Тут выделяют несколько типов головок, под которые подходит только специализированный ключ.

Секретные болты для колесПервый тип секреток предполагает использование граней или шлицов, имеющих неправильную форму. Чем больше таких граней, тем сложнее будет ключ для их откручивания. Рабочая часть гаечного ключа полностью совпадает по геометрии с головкой.

При малейшем отклонении от геометрии головки, открутить ее будет весьма проблематично. Нестандартная геометрия может быть, как на наружной поверхности головки, так и во внутренней поверхности. Т.е. внутри головки находится геометрическая форма, которая совпадает по геометрии с наружной поверхностью специального гаечного ключа.

Казалось бы, что чем больше граней в таком секрете, тем надежнее. Т.е. сложнее сымитировать форму ключа. С одной стороны это правильно. Но с другой стороны, излишнее количество граней будет создавать определенные проблемы после нескольких откручиваний. Небольшие по размеру грани, а именно такими они будут, если используется многогранная неправильная форма, начнут постепенно срезаться. И это происходит, даже если секретные крепления изготовлены из легированной стали.

Следующий тип головок секретных болтов представляет собой конфигурацию из криволинейных поверхностей сложной формы. По сути, вместо прямолинейных граней первого варианта используются грани криволинейные. И это добавляет проблем злоумышленнику. Так как открутить такую секретку, даже используя газовый разводной ключ, весьма проблематично.

Также существуют секретки на колеса, имеющие головки, в которых высверлены отверстия под соответствующие штифты ключа. Обычно такие профили используются в комбинации с другими формами нестандартных головок. Т.е. отверстия просто добавляют сложности в подбирании ключа под болты.

Следующий вариант формы головок секреток – это вариант, в котором используются головки конической формы. Нужно признать, что такой вариант менее всего привлекателен. Все дело в том, что такая форма более всего склонна к срезанию и зализыванию граней. Поэтому уже после пары откручиваний возникает проблема со следующим откручиванием болта из-за сорванных граней.

Особая конструкция

Еще один тип секретного крепления колес – конструкции болтов имеющие подвижную головку и неподвижную часть. Подвижная часть такой головки предотвращает откручивание болта при помощи разводного ключа или обычных пассатижей. Внутри этой конструкции есть специальные прорези, в которые входит подвижная часть головки, если используется специализированный ключ.

Такая конструкция весьма надежна в плане защиты от откручивания, если используются другие инструменты, а не родной ключ. Но у таких систем есть определенный недостаток: если внутренняя часть механизма забивается грязью, даже «родным» ключом открутить крепление становится проблематично. И помимо этого такие секретные болты достаточно дорогие.

Критерии выбора секреток на колеса

Чтобы болт было сложно откручивать, используя «неправильные» инструменты, его головка должна быть достаточно низкой. Это нужно для того, чтобы его невозможно было нормально ухватить, используя, например, газовый ключ, который способен работать со многими профилями.

У секретного болта желательно должно быть защитное кольцо, если болт не утапливается в отверстие в диске. Если используется конструкция диска, в которой крепление утоплено, тогда кольцо для защиты не нужно.

Желательно, чтобы шлицы, если они расположены внутри болта, имели не слишком мелкие размеры, и их не должно быть слишком много. Дело в том, что чем меньше шлиц, тем он, менее прочный. Это связано с геометрией шлицов.  Проблемы могут создаться не только у похитителя колес, но и у самого владельца автомобиля. Такие шлицы срезаются достаточно быстро, какой бы металл не использовался.

Чем прочнее металл, из которого сделаны секретки на колеса, тем лучше. Идеальный вариант, если болты подвергались термообработке, а именно – закаливанию. В этом случае шлицы срываются гораздо реже.

Следует понимать, что нежелательно использование для затягивания секретных болтов дополнительные удлинители для создания большего усилия на затягивании. Все это может привести к срыванию граней и срезанию шлицов. И желательно чтобы секретки на колесах имели антикоррозионное покрытие, чтобы резьба на них не так ржавела.