Типы колесных дисков для грузовых автомобилей

Колесные диски для грузовиковАвтомобильный диск – именно тот узел грузовика, на который прилагаются все усилия во время движения. В силу своей неспособности к амортизации автомобильный диск должен обладать повышенной поперечной жесткостью.

Хотя, конечно, шины грузовиков в значительной степени сокращают степень нагрузок, смягчают ударные нагрузки. Но шины не в состоянии защитить колесные диски для грузовых автомобилей от боковых ударов, которые могут привести к деформации.

Диски грузовых автомобилей в силу специфики их эксплуатации должны выдерживать много большие нагрузки, чем диски, применяемые в автомобилях легковых. Это связано с тем, что кроме веса автомобиля, на диск грузовика оказывает усилие и вес самого груза, который перевозит автомобиль.

Казалось бы, что проще – сделать диски из толстого прочного металла, и все проблемы с прочностью и жесткостью конструкции будут решены. Но не все так просто. При увеличении толщины металла, увеличивается вес диска, соответственно увеличивается инерция и снижается степень управляемости грузовиком. Вот и стоит перед производителями дисков для грузовиков задача: делать диски с приемлемым  весом, но с достаточной жесткостью и прочностью.

Виды дисков для грузовых автомобилей

В зависимости от использованных металлов и технологий для производства дисков для грузовиков выделяют две большие группы:

  • Диски для грузовиков стальные.
  • Легкосплавные диски для грузовиков.

Стальные диски изготавливают по следующей технологии. Из стального листового проката штампуют отдельные части дисков, а затем их соединяют при помощи сварки. Казалось бы, чтобы обеспечить повышенную прочность и жесткость стальных дисков для грузовиков, достаточно применить высококачественную легированную сталь для их производства. Но тогда обязательно возникнет проблема со сварочным соединением штампованных частей диска. Вот поэтому для изготовления дисков используется сталь, относительно невысокого качества, но которая хорошо сваривается.

Стальные колесные диски для грузовых автомобилей наиболее востребованы и чаще всего применяются. Причина в их невысокой цене и простой технологией восстановления различных дефектов. Сталь, применяемая для этих дисков достаточно мягкая, поэтому прокатка дисков не сложный процесс, с точки зрения технологии.

У стальных дисков для грузовиков есть и недостатки. И они связаны с характеристиками стали, которая применяется для их производства. Сталь может деформироваться в результате ударных нагрузок. Еще один недостаток – стальные диски подвержены коррозии, если не обеспечено нормальное покрытие.

Второй тип дисков для грузовиков – диски из легкосплавных материалов. В основном используются для их производства сплавы алюминия. Сплавы магния, которые так популярны в дисках для легковых авто, для производства грузовых дисков не используются, ввиду их повышенной хрупкости.

Преимущество таких дисков в их небольшом весе, сочетаемом с достаточно высокой прочностью и жесткостью. Колесные диски для грузовых автомобилей из легкосплавных материалов несколько дороже, чем диски стальные. Но высокая стоимость компенсируется их долговечностью.

Для производства легкосплавных грузовых дисков могут использоваться две технологии. Первая технология основана на литье под  давлением. Недостатком такой технологии является наличие крупного зерна в структуре металла.

Во время эксплуатации происходят процессы, связанные с нарушением связей между зернами металла. Особенно остро это проявляется, когда возникают ударные нагрузки. Размер зерна зависит, прежде всего, от давления, под которым происходит литье. Чем выше давление, тем размер зерна металла меньше, соответственно, диск прочнее.

Вторая технология производства легкосплавных дисков – технология ковки. При использовании этой технологии получаются диски с самыми высокими механическими характеристиками.

Кованые диски для грузовиков являются наиболее дорогими. Но их высокая стоимость оправдывается их великолепными характеристиками, способностью переносить большие ударные нагрузки без видимой деформации.  Кованые диски не трескаются под воздействием нагрузок, как это происходит с  дисками, полученными по технологии литья.