Как работает автомобильный датчик дождя?

Автомобильный датчик дождя

Как работает датчик дождя?

Производители автомобилей всячески пытаются облегчить управление, поручая автоматике и различным датчикам задачи отслеживания определенных процессов, которые происходят как внутри, так и снаружи автомобиля. Именно к таким автоматическим устройствам относится и автомобильный датчик дождя.

Попытки максимально автоматизировать процессы управления авто – это не только некая уступка человеческой лени, но и способ сделать езду не только более комфортной, но и более безопасной.

Вполне очевидно, что любое отключение внимания водителя от дороги для выполнения каких-либо операций может привести к печальным последствиям, учитывая скорости, на которых ездят автомобили. Поэтому многие функции, в том числе и слежение за влажностью стекла, передаются на откуп автоматике.

Как работает датчик дождя автомобильный?

Датчик дождя построен на принципе сопоставления данных о прохождении инфракрасного луча через сухое и чистое стекло и данных о прохождении этого же луча через стекло мокрое или грязное.

Поток инфракрасного излучения формируется в специальном излучателе. Пучок лучей проходит сквозь  лобовое стекло и попадает в приемник этого излучения. Если стекло чистое, то излучение свободно проходит сквозь него и, попав в приемник, анализируется (сравнивается) с эталонными показаниями, которые находятся в памяти устройства. Если параметры совпадают, система работает в обычном режиме.

Как только на стекло попадает влага, излучение начинает проходить сквозь стекло с искажениями. Или в определенных случаях, если на стекло попадает грязь, может вообще не проходить  от излучателя до приемника. В зависимости от слоя воды на стекле происходит разное преломление проходящих сквозь стекло лучей.

Сигнал о проблеме поступает на исполнительные элементы (щетки стеклоочистителя, механизм омывания стекол). Механика включает процессы очистки стекла.

Система не только реагирует на появление воды, снега на стекле, но и оценивает количество этой влаги. Автоматика сама выбирает режим движения щеток стеклоочистителя, режим подачи жидкости на стекло. Как только влага исчезает со стекла и восстанавливается эталонный коэффициент преломления, автоматика самостоятельно выключает систему очистки и омывания стекла.

Система датчика дождя имеет высокую степень реагирования и высокую чувствительность. Датчик начинает реагировать, даже на минимальные капельки воды, появившиеся на стекле. И сразу посылает сигнал исполнительным механизмам.  Чем больше интенсивность дождя, тем с большей частотой начинают работать щетки. Со снижением интенсивности, автоматика может менять режим работы.

Принципиальная схема системы датчика дождя

Чтобы еще лучше понять, как работает датчик дождя, стоит разобраться в его устройстве.

В систему входят два блока, которые несут разную функцию. Первый блок (управления) – это, по сути, сам датчик, являющийся оптической системой из излучателя и приемника.  В нем и происходят все процессы контроля ситуации на поверхности лобового стекла.

Этот блок размещают на лобовом стекле в зоне, где проходит траектория движения щеток стеклоочистителя. Но при этом нужно блок размещать так, чтобы он никак не сокращал обзор дороги водителю.

В памяти управляющего блока находятся данные о том, как должен проходить луч сквозь чистое и сухое лобовое стекло.

Второй блок отвечает за работу исполнительных механизмов (механизм щеток, подачу жидкости на лобовое стекло). Блок работает по принципу электрического реле, в который поступают сигналы на включение, выключение, различную интенсивность работы от управляющего блока.

Следует заметить, что даже при наличии датчика дождя все равно должно сохраняться ручное управление дворниками лобового стекла. Это связано с тем, что автоматика может иногда выходить из строя.

Недостатки системы датчика дождя

Основной недостаток – излишняя чувствительность датчиков. Автомобильный датчик дождя может начать работать даже от одной случайной капли. Поэтому в некоторых моделях предусмотрена регулировка чувствительности.

Помимо этого датчик чувствителен к малейшим повреждениям или дефектам на поверхности стекла. И чувствителен к общему качеству стекла, к его прозрачности и степени преломляемости света.