Какие свечи зажигания лучше?

Свечи зажигания торговой марки BoschКачество и соответствие свечей зажигания двигателю сильно влияют на эффективность его работы. Прежде всего, это касается нормального воспламенения топливной смеси, что оказывает непосредственное влияние на КПД двигателя. 

Безусловно, многое зависит и от того, насколько правильно и как подается топливная смесь в камеру сгорания. Но как не подай топливо, если оно неправильно будет подожжено, особого эффекта не будет.

И не последнюю роль в этом процессе играют свечи зажигания. И достаточно часто у автолюбителей возникает вопрос: какие свечи зажигания лучше? И какие свечи обеспечат надежное зажигание свечи, и при этом длительное время не будут выходить из строя? Ведь свечи зажигания работают в весьма жестких термических условиях. И это не только температура электрической искры, которая весьма немаленькая, но и температура внутри камер сгорания двигателя автомобиля.

А качество зажигания зависит от того, насколько правильную и устойчивую искру (электрическую дугу) дает свеча зажигания. И качество искры зависит часто напрямую от того, какой по конструкции и по геометрической форме имеется электродный узел свечи зажигания. И от того, какие материалы используются для электродов.

Чтобы выяснить, какие свечи зажигания лучше, надо знать их основные характеристики, устройство, принципы работы.

Характеристики свечей зажигания

Свеча зажигания с одним электродом

Свеча зажигания с одним электродом

Существует такой термин «калильное число». Это очень важная характеристика. Дело в том, что в процессе поджига топлива должна быть четкая закономерность. Искра должна проскакивать именно в тот момент, в который нужно.

Но может сложиться так, что свеча по мере работы разогревается до такого состояния, что даже без подачи искры может служить источником воспламенения топлива. И естественно процесс воспламенения топлива становится непредсказуемым.  Если говорить упрощенно, то именно температура, при которой могут начаться неуправляемые процессы в зажигании, будет являться калильным числом для той или иной свечи. Хотя на практике многое зависит от того, какое давление возникает в камере сгорания двигателя.

Следующие характеристики – это характеристики геометрические. Для определенной марки автомобиля подходят свечи зажигания, которые имеют совершенно определенные размерные параметры. Прежде всего, это длина рабочей части свечи. Здесь эксперименты не особо приветствуются. Стоит поставить свечу с более длинной рабочей частью, и удар поршня о торец свечи обеспечен. А за этим может последовать и разрушение свечи, и что гораздо хуже, возможное разрушение поршня.

Устройство свечей зажигания

Многоэлектродная свеча зажигания

Многоэлектродная свеча зажигания

В зависимости от устройства выделяют несколько типов свечей. Самые распространенные свечи – это свечи с одним электродом. Конструкция таких свечей крайне проста. Имеется центральный электрод и боковой электрод, который подогнут к центральному электроду до определенного расстояния между ними. Между этими электродами и проскакивает искра.

Некоторые производители несколько модифицируют форму центрального электрода, делая на нем продольный пропил. Такая конструкция позволяет увеличить срок работы свечи. Дело в том, что при работе свечи зажигания в местах, где образуется искра, постепенно образуется нагар, который является электроизолятором. И постепенно искра начинает терять свою первоначальную мощность и температуру, или вообще полностью пропадает.

В случае с распиленным центральным электродом, по мере того, как одна часть центрального электрода загрязняется отложениями, искра начинает проходить между другим сегментом разрезанного центрального электрода.

Существуют варианты, когда на свече разрезанным является боковой электрод. Но эта конструкция не особо прижилась.

При помощи технологии разрезания электродов производители решали проблему увеличения срока службы свечей зажигания.

Если рассматривать преимущества одноэлектродных свечей, то основное – это низкая цена и достаточная стабильность работы в течение определенного времени. Особенно, если топливо применяется качественное, и нагар образуется не очень быстро. Что касается недостатков, то вполне очевидно, что с одноэлектродной свечой невозможно добиться от двигателя автомобиля всех его возможностей.

Следующий тип свечей зажигания – свечи многоэлектродные. В такой конструкции свечей зажигания  имеется один центральный  электрод и несколько боковых, расположенных вокруг центра свечи. Количество боковых электродов может доходить до четырех.

Для многоэлектродных свечей характерно более качественное образование искры. Это происходит потому, что искра может образовываться на любом из боковых электродов. Причем образование искры происходит именно на том электроде, на котором меньше всего нагара. Кроме этого многоэлектродные свечи обеспечивают поджигание топлива в центральной части искры.

Иридиевые свечи зажигания

Иридиевые свечи зажигания

Благодаря всему этому можно добиться от двигателя более правильного воспламенения топлива и увеличения КПД двигателя. Цена многоэлектродных свечей не сильно отличается от цены традиционных свечей зажигания с одним электродом.

Есть свечи зажигания, электроды которых сделаны из различных драгоценных и полудрагоценных металлов. Если посмотреть на эти свечи можно обнаружить, что толщина электродов у таких изделий значительно меньше, что дает более мощную и объемную искру. Особого внимания в этом смысле заслуживают иридиевые свечи зажигания. Подобные свечи оказывают только положительное влияние на работу системы зажигания и на общую работу двигателя. Стоят, правда, они значительно дороже, чем свечи с электродами из традиционных металлов.

Из всего этого, ответ на вопрос о том, какие свечи зажигания лучше, очевиден. Лучше использовать свечи, предназначенные для конкретной модели автомобиля. И при возможности покупать свечи многоэлектродного типа. Еще лучше свечи с электродами из драгоценных металлов и их сплавов. Другое дело, что цена таких свечей довольно высока, и их использование на автомобилях невысокого класса может быть неоправданна.

Холодные и горячие свечи

Есть такое понятие «холодная» и «горячая» свеча. Это понятие напрямую связано с калильным числом. Свечи горячего типа  используются на двигателях, где не возникает больших температур в камере сгорания. Это обычные двигатели, совершенно не форсированные. У них достаточно низкое калильное число. 

Если автомобиль будет испытывать серьезные нагрузки, то в его камере сгорания возникнут серьезные температуры, которые будут действовать на свечу, постепенно нагревая ее до того момента, когда начинается несанкционированное зажигание. Для таких случаев, для форсированных двигателей и для двигателей, установленных на автомобилях спортивного класса, правильнее использовать холодные свечи, имеющие высокое калильное число.